28.08.2003

Политреклама развивается вместе с политсознанием



Формат политического документального кино по сей день считается в России чем-то закрытым и вынужденным. Тем не менее документалистика как никогда актуальна и нужна в переходное время. Ничто не имеет сейчас такую ценность, как документ времени. Будучи еще полтора десятка лет назад оружием только одной партии, сегодня политический фильм отражает многополярность и многоуровневость нового российского общества.

С 5 по 8 августа в курортном городке Геленджике прошел первый в России фестиваль политической рекламы и документального заказного кино под названием "Свобода выбора", который и стал своего рода "ревизией" в секторе политрекламы медийного рынка России, пишет "Бизнес-класс. Архангельск". Фестиваль получился открытым, поскольку о своем желании участвовать сразу же заявили документалисты из Швеции, Финляндии и стран ближнего зарубежья. На конкурс было прислано 100 работ, из которых отобрано 24. Среди них документальный фильм архангельской телевизионной студии "Видикон" - "Чечня: репортаж за кадром".

Проблема перезрела

Идея собрать вместе подобные работы и посмотреть, насколько качественными могут они быть, насколько способны сценаристы и режиссеры противостоять в своем творчестве необходимости работать в политических целях и насколько необходимо это противостояние, не нова для отечественного рынка средств массовой информации. Но проблема не просто назрела за последние годы, она уже перезрела.

На уже сформировавшиеся вопросы попытались ответить главные организаторы фестиваля "Свобода выбора" - Фонд содействия СМИ "ПРЕССА" под руководством президента Анны Абоносимовой.

Открытие фестиваля состоялось в Геленджике при участии представителей администрации Президента России, Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, политтехнологов, журналистов, местной администрации.

Участники и судьи

При подготовке фестиваля организаторы столкнулись с потоком желающих принять в нем участие. На конкурс было прислано 100 работ, включая фильмы и политические ролики, отобрано 24, и, как заявили на конференции члены жюри фестиваля, этот отбор стал лишь результатом нехватки времени и средств.

Кстати, почти для всех работ - участниц фестиваля - характерны весьма скромные бюджеты, и это тоже одна из проблем сегодняшнего документального фильма, еще совсем недавно одного из самых популярных жанров на отечественном телеэкране. Добавим, что жюри фестиваля работало под руководством заместителя министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Владимира Козлова. Среди судей были Сергей Торчинский - советник департамента регионального ТВ и РВ ВГТРК, профессор ВГИКа Сергей Медынский, Алексей Ханютин - президент Гильдии неигрового кино и телевидения и другие не менее уважаемые люди.

Страх движет выборами

Несмотря на цветущее, жаркое черноморское лето, участники фестиваля не жалели времени на обсуждение профессиональных проблем в ходе мастер-классов и встреч за "круглым столом". Проводили подобные профессиональные "тусовки" специалисты самого высокого уровня.

Максим Плюснин - член жюри официального представителя в России и СНГ Международного фестиваля LEAF и Европейского фестиваля EPICA awards, который провел семинар по теме "Реклама как оружие массового поражения", сделал отчасти парадоксальный вывод: "ВЫБОРАМИ ДВИЖЕТ: СТРАХ".

Фактор страха доминирует в зрительском восприятии рекламы. Электорат боится любых перемен, опыт научил: новое лучше прежнего не бывает. Для многих оказалось настоящим откровением то, что политическая реклама на экране не так нова, как кажется. Она активно использовалась как в царской, так и в советской России. В частности, были продемонстрированы агитационные киноролики 1926 - 1929 годов "о пользе коллективизации". Участники семинара обсудили специфику региональной телерекламы. Особо было отмечено, что основная задача рекламопроизводителей на предстоящих выборах - это борьба за голоса "нового поколения". Судя по началу партийных предвыборных кампаний, мы идем стандартным правильно-нейтральным путем. Большинство партий апеллируют к старшой возрастной категории, привычно делая ставку на патриотизм с коммунистическим оттенком. У тех, "кому за 50", фактор страха перед переменами особенно силен, и в этом в наибольшей мере отражается ущербность политической ментальности российского избирателя.

Дистанционное управление

Другая дискуссия разгорелась в ходе встречи за "круглым столом" под председательством Светланы Колосовой - президента группы компаний "Старая площадь". Ее тема - "Политическая реклама и политическая культура". Спор шел вокруг принципиальной позиции: эффективна ли вообще политическая реклама?

С точки зрения политтехнологов, все же "да". Примеры тому - рекламная кампания Бориса Ельцина на выборах 1996 года (кстати, работы рекламистов компании "Видео Интернешнл" были представлены в конкурсной программе фестиваля). В то же время, по мнению Светланы Колосовой, политреклама развивается вместе с политсознанием общества. На предстоящих выборах 2003-2004 года уже нельзя будет столь же свободно использовать так называемый "административный ресурс", который активно использовался еще четыре года назад. Политкорректность должна стать неотъемлемой чертой предстоящих выборных гонок, считают политтехнологи. Парадоксально, что все они в один голос говорят: чаще всего нарушают выборное законодательство как раз представители власти. Так разрушаются провозглашаемые самим же государством принципы о свободе волеизъявления народа. Примеров такого административного давления можно привести множество, и это лишь подтверждение действующего по всей России правила об отсутствии реального контроля за деятельностью власти со стороны общества.

И еще об эффективности политрекламы: оказывается, по статистике 87% населения России не имеет телевизоров с дистанционным управлением, т.е это почти гарантированные зрители рекламы вообще и политрекламы в частности.

Система заказов

Участие в фестивале известного на архангельском рекламном рынке брэнда телевизионной студии "Видикон" - событие весьма показательное. Уровень профессионализма в регионах постепенно растет, более того, центр черпает творческие ресурсы именно в провинции.

По мнению директора ТС "Видикон" Дмитрия Новгородова, заказное документальное кино в российских медийных условиях сегодня весьма актуально. Более того, будущее именно за независимыми студиями, которые в состоянии по заказу эфирных компаний производить телефильмы и публицистические программы. Вопрос только в том, чтобы правильно сложились в этой ситуации отношения заказчик - исполнитель. Такой рынок в регионах еще находится на стадии становления, в то время как центральное телевидение уже давно перешло на подобную систему организации работы.

Формат работает

Если система заказов станет нормой, то производителю телепродукции будет ясно, в чьих интересах работать. Ведь 90% российского эфирного вещания обеспечено бюджетной основой, значит, заказчиком для частных студий будет государство, действующее от имени налогоплательщиков. Такая система в состоянии вообще снивелировать вечное, закономерное противостояние творца и конъюнктуры.

- На фестиваль "Свобода выбора" наша телестудия выставила фильм "Чечня: репортаж за кадром" и несколько образцов созданных нами политических рекламных роликов, - говорит Дмитрий Новгородов. - Конечно, тягаться в чеченской теме с такими мастерами, как Сергей Говорухин, было непросто. Но само участие в телефоруме подобного уровня мы считаем для себя достижением, ведь, кроме всего прочего, по поручению Фонда "ПРЕССА" мы были еще и среди организаторов фестиваля, за что, кстати, и получили специальный диплом. Что же касается самой идеи фестиваля, то я считаю ее блестящей. В России пора осознать, что такое документалистика и PR, пора честно и открыто заявить - наш формат существует, он должен быть качественным и работающим, в конечном итоге - на благо зрителя.

Источник: ИА "Новости гуманитарных технологий"