22.08.2003


"Пьяное" подполье под госприцелом



20 августа в здании Правительства Москвы состоялась пресс-конференция исполняющего обязанности руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Ефима Григорьевича Рыбалова на тему: "О мерах по реализации государственной политики в области контроля качества и оборота алкогольной продукции на территории города Москвы".

Вопросы контроля качества и оборота спиртных напитков продолжают волновать как население Москвы, так и столичные власти, поскольку объем продаж алкогольной продукции составляет примерно 15% от объема продаж всех продовольственных товаров. Ежегодно спиртных напитков продается на сумму около 75 млрд. руб. И соответственно за счет налоговых сборов с алкогольной продукции в городской и федеральный бюджет поступают значительные суммы.

Алкоголь привозят в первопрестольную практически из всех регионов России. Но, к сожалению, товар не всегда бывает зарегистрированным и качественным. Так, наибольшее количество некачественной продукции завозится из Осетии, Краснодарского и Ставропольского краев, а также из Санкт-Петербурга.

В связи с таким положением дел в марте нынешнего года Правительством Москвы было принято Постановление "О мерах по выполнению федеральных правовых нормативных актов в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции", в соответствии с которым проводятся проверки изготовляемой и привозимой продукции.

Как сообщил Е.Г.Рыбалов, сейчас идет не выборочная, а сплошная проверка алкогольного товара. Каждая партия алкоголя проходит исследование в 10 аккредитационных лабораториях, и только после этого Департамент потребительского рынка и услуг выдает разрешение на маркировку специальными марками. Непосредственной реализацией товара занимаются 150 акцизных складов, а продают спиртное только крупные торговые сети, имеющие соответствующую лицензию.

В настоящее время Комитетом лицензирования города Москвы выдано более 14 тыс. лицензий и постоянно ведется проверка лицензиатов. По словам председателя Комитета В.Н.Андреенкова, за первое полугодие было уже проведено более 6 тыс. обследований, а по фактам нарушения возбуждено 340 уголовных дел.

В столице функции по изготовлению и приобретению региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции возложены на Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. Как сообщил на пресс-конференции заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы В.А.Слепак, в этом году будут выпущены марки нового образца. Конкурс по определению организации-изготовителя региональных специальных марок, проводимый Департаментом в начале нынешнего года, выиграла Московская типография ГОЗНАК, и с июня там начата работа по приему заявок от организаций на изготовление новых акцизных марок. Преимущество новых марок в том, что они имеют более 20 степеней защиты, и это существенно затруднит их подделку.

Часто именно маркировка и позволяет обнаружить подпольную продукцию, поскольку, по словам Е.Г.Рыбалова, существует достаточно большое количество контрафактной алкогольной продукции по качеству отвечающей, а в редких случаях и превосходящей, легальную. Причина в том, что многие подпольные цеха по производству спиртных напитков имеют достаточно хорошее оборудование, а не регистрируют свой бизнес для того, чтобы уходить от налогов.

Впрочем, по словам исполняющего обязанности руководителя Департамента, таких "профессионально" оборудованных цехов становится все меньше и меньше, и остаются в основном "квартирные" и "гаражные" организации, выпускающие спиртное, опасное для здоровья потребителя. За 7 месяцев этого года было выявлено 23 подпольных цеха по производству такого низкокачественного алкоголя.

Правда, человек, приобретающий алкогольные напитки в магазине, вряд ли купит кустарный товар. Как правило, подпольные цеха имеют свою клиентуру или сбывают товар на рынках с рук. Опасность же в покупке поддельного спиртного очевидна: с начала 2003 года было зарегистрировано 263 случая отравления синтетическим спиртом.

Покупать спиртное рекомендуется только в магазинах крупных торговых сетей: "Перекрестке", "Седьмом континенте", "Копейке" и т.д. Но в любом случае стоит обращать внимание на внешний вид этикетки, рисунок акцизной марки, закупорку бутылки и наличие посторонних примесей. Подделывают в основном вино и водку, заметил руководитель Мосгосторгинспеции В.В.Никитин, однако встречаются и низкокачественные портвейны и коньяки, причем не только отечественные, но и зарубежные.

Конечно, импортные напитки подделывают реже, но все же подделывают. Именно поэтому московские власти считают, что привозное спиртное должно проходить контроль с помощью системы акцизных складов, тем более, что большое количество спиртного поступает в Москву из ближнего зарубежья.

По словам Е.Г.Рыбалова, принятые Правительством Москвы меры по контролю качества и оборота алкогольной продукции уже дали положительный результат: так, поддельного спиртного в Москве выявлено всего 6%. Для сравнения, несколько лет назад эта цифра достигала 40-50%. Оптимизм Е.Г.Рыбалова разделяет и начальник ОРЧ-2 УБЭП ГУВД города Москвы В.И.Ефимов. "Ситуация стабильна и находится под контролем", - отметил он.

За дополнительной информацией обращайтесь на сайт Информационного Центра Правительства Москвы www.mosinform.ru