18.08.2003

Пейте, дети, молоко. Россиян решили приучать к здоровому образу жизни с младенчества.



В августе на телевидении появилась новая социальная реклама, посвященная грудному вскармливанию. Идея этого ролика принадлежит Министерству здравоохранения. Медики назвали грудное вскармливание одной из важнейших тем, нуждающихся в пропаганде.

По данным Минздрава, до трех месяцев кормят своего малыша грудью
около 40 процентов российских мам, до полугода - еще меньше, около 30. Для сравнения: в Скандинавских странах этот показатель составляет 80-90 процентов. Количество мам, самостоятельно кормящих ребенка, в России стало уменьшаться с 1980-х годов, когда появились заменители грудного молока. Однако, по мнению врачей, даже самые современные молочные смеси не могут стать полноценной заменой материнского молока.

- Смеси постоянно совершенствуются, но все вещества, содержащиеся в грудном молоке, в них не введешь, потому что и в молоке постоянно обнаруживается что-то новое, - говорит главный научный сотрудник Научного центра здоровья детей Академии медицинских наук Калерия Ладодо.

Врачи утверждают, что на искусственном питании дети медленнее развиваются и больше болеют. Более того, искусственное вскармливание в младенчестве будет отражаться на человеке всю жизнь - ожирением, сахарным диабетом, аллергиями. Напротив, дети, которых кормила мама, не только растут более здоровыми, но и больше привязаны к семье, более доброжелательны, даже учатся лучше.

В декабре прошлого года на круглом столе, посвященном социальной рекламе, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко рассказал о ситуации с грудным вскармливанием представителям рекламного бизнеса. И посетовал, что, несмотря на важность темы, денег на ее пропаганду у министерства нет. Тогда компании, входящие в Союз создателей социальной рекламы (СССР), решили сделать телевизионный ролик за свой счет.

- Мы хотели, чтобы эта реклама получилась не хуже, чем коммерческая, - говорит президент Союза Дмитрий Коробков. - Мы сделали ее бесплатно исключительно ради того, чтобы показать, какой мы хотели бы видеть социальную рекламу, и доказать, что она может быть эффективной.

Цель этого ролика - призвать женщин задуматься над проблемой, сравнить искусственное питание и грудное молоко и увидеть преимущества. Но ни в коем случае не заставлять всех матерей кормить детей грудью. По статистике, больше чем у половины молодых матерей в России недостаточно молока для того, чтобы полноценно кормить ребенка. Но врачи жалуются, что многие мамы из тех, кто мог бы докормить малыша, бросают это делать и винят в этом вредное воздействие старшего поколения.

- Чуть что с молоком не так - мамы и бабушки уговаривают бросить, - говорит руководитель отделения питания здорового и больного ребенка Научного центра здоровья детей Татьяна Боровик.

Впрочем, недоработок со стороны врачей она тоже не исключает.

- Я кормила ребенка всего три недели, - рассказывает 22-летняя Светлана Астахова, мама годовалого сына. - Молока у меня было мало, и оно быстро ушло. Врачи в роддоме не помогали, никто ничего не объяснял. Только ругались, говорили, что я ленюсь и ничего не хочу делать для того, чтобы оно было. Но я давала грудь до последнего, до тех пор, пока мама не сказала: "Прекращай, не мучай себя и ребенка". А в поликлинике до 6 месяцев писали в карте, что ребенок на грудном вскармливании, хотя он с первых дней на искусственном.

В 1989 году ВОЗ и ЮНИСЕФ приняли совместный документ, в котором речь идет об особой роли родовспомогательных служб в поддержке грудного вскармливания. В частности, в нем говорится, что медицинские работники должны помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов и учить их прикладывать малыша к груди. В нем также сказано, что кормить малыша надо по его требованию, а не по расписанию, докармливать искусственным питанием можно только по рекомендации врачей.

Для внедрения этих принципов в жизнь традиционные родильные дома по всему миру стали переоборудовать в "роддома, доброжелательные к ребенку". В России их сейчас больше ста. Однако и в них ситуация не всегда такая, какая должна быть в теории. 25-летняя Елена, три месяца назад родив в одном из таких "доброжелательных роддомов" дочку, не почувствовала к себе и своему ребенку со стороны персонала особого отношения.

- У них везде висят плакаты о пользе грудного вскармливания и призывы к нему, но на деле все оказалось немножко по-другому. Рекомендации врачей разнились: кто-то говорил, чтобы я докармливала ребенка смесью, пока не пришло молоко, кто-то говорил, что этого не нужно. Медсестры не обращали на меня внимания. А я сама не решалась их просить, потому что, как только меня привезли, медсестра сразу заявила, чтобы мы к ней не приставали, потому что нас много, а она одна на весь этаж.

Елена собирается кормить дочку грудью до полутора лет. Она считает, что это не только полезно для ребенка, но и удобно для мамы.

- С дочкой можно куда угодно пойти, и не надо потом сломя голову бежать домой подогревать бутылочки. Всегда можно где-нибудь уединиться и покормить ее.

Пока ролик о грудном вскармливании идет только на НТВ в рамках того времени, которое каждый канал должен бесплатно предоставлять для показа социальной рекламы. От первого и второго каналов, наиболее важных с точки зрения охвата аудитории, СССР пока терпеливо ждет ответа. Если он будет положительным, то по итогам рекламной кампании будет проведено исследование ее эффективности.

- Ролик рассчитан не только непосредственно на матерей, но и на бабушек-дедушек. Может быть, они, увидя эту рекламу, поговорят со своими дочерьми и убедят их кормить ребенка, - говорит Дмитрий Коробков.

Источник: Известия