18.08.2003

Первые потери. Продажи PepsiCo и Coca-Сola в Индии уже упали на треть



БОМБЕЙ - Из-за скандала, разразившегося в Индии после публикации данных о содержании следов пестицидов в продукции PepsiCo и Coca-Сola, продажи двух компаний на местном рынке снизились на 30 - 40%. Индия - один из самых быстрорастущих рынков газировки в мире, и производители всеми силами пытаются погасить скандал. Пятого августа независимая исследовательская организация Center for Science and Environment (CSE) опубликовала результаты собственного исследования, которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. В напитках, которые производятся в Индии корпорацией Pepsi, говорится в докладе, уровень содержания пестицидов в 36 раз превышает нормы, действующие в ЕС, а в продукции компании Coca-Cola содержание токсичных веществ превышает европейские нормы в 30 раз.

CSE сообщил, что обнаружил ядовитые соединения, в том числе линдан, ДДТ, малатион и хлорпирифос, во всех 12 видах безалкогольных напитков, которые были исследованы специалистами центра. Все эти вещества входят в состав пестицидов. Между тем, отмечается в докладе, в образцах тех же напитков (Coke, Pepsi, Diet Pepsi, Sprite и др. ) , которые производятся в США, этих веществ обнаружено не было.

"Мы совершенно уверены, - заявил представитель PepsiCo в штаб-квартире компании в городе Перчейз, штат Нью-Йорк, - что наша продукция полностью соответствует самым высоким стандартам качества и безопасности. Сейчас мы работаем в тесном взаимодействии с правительством Индии, чтобы при помощи независимых экспертов и лабораторий прояснить эту ситуацию".

Обе компании производят напитки с использованием воды из подземных водоносных горизонтов. Между тем проблема содержания химических веществ в воде из природных источников стоит в Индии достаточно остро. Впрочем, и в Coca-Cola, и в PepsiCo настаивают, что в процессе производства вода проходит несколько уровней очистки.

По мнению Санджива Гупты, президента компании Coca-Cola India, на данный момент обсуждение проблемы должно сводиться к единственному вопросу: безопасны ли эти напитки для индийского потребителя? "Безопасна ли наша продукция? - говорит Гупта. - Да! Отвечает ли она международным стандартам качества? Да! " Пока же, считает он, обсуждение ведется очень эмоционально и не основывается на достоверных научных данных.

После публикации доклада, по словам представителей Coca-Cola и PepsiCo, ежедневные продажи снизились соответственно на 30% и 40%. Продукцию этих компаний не подают и не продают в индийском парламенте. В городе Аллахабаде, расположенном на севере страны, группа националистов разгромила офис официального дистрибьютора Coca-Сola. Толпы возмущенных граждан били бутылки.

По свидетельству представителя Coca-Сola Дэвида Кокса, в 70 штатах и муниципальных округах власти занялись самостоятельной проверкой продукции Coke и Pepsi. При этом проверки производятся в лабораториях с разным уровнем технической оснащенности, что, говорит Кокс, вызывает в компании серьезную озабоченность.

Все эти события для Coca-Сola и Pepsi крайне неутешительны, тем более что обе компании склонны видеть в Индии с ее миллиардным населением один из наиболее перспективных рынков. По данным отраслевого издания Beverage Digest, в 2001 г. каждый индиец выпивал в среднем по 10 порций газировки в год. Для сравнения - среднестатистический американец потребляет в год 848 порций, а среднестатистический житель Германии - 341. При этом одна порция - стандартная банка или бутылка, в которую входит 330 г безалкогольного напитка.

Впрочем, индийский скандал вряд ли отразится на глобальных продажах обеих компаний. Например, в структуре мировых продаж Coca-Сola на долю Индии, несмотря на громадный размер и население этой страны, приходится всего 1%. PepsiCo своих данных по объемам продаж на индийском рынке не разглашает. Тем не менее в 2002 г. индийский рынок безалкогольных напитков оценивался в $2,3 млрд. При этом он чрезвычайно быстро растет. После того как в прошлом году Coca-Сola приняла решение начать продавать там свою продукцию в расфасовке меньшего объема и, соответственно, по более низким ценам, продажи этой компании немедленно подскочили на 24% и составили без малого $1 млрд. (WSJ, 15. 08. 2003, Екатерина Кудашкина)

Источник: Ведомости