11.08.2003

Россияне не захотели переходить на евро и стали меньше ездить на Кипр и в Испанию



На рынке массовых туристических направлений наметились серьезные изменения. Кипрская туристическая организация (CTO) сообщила, что количество российских туристов на острове в первом полугодии 2003 года уменьшилось почти на четверть. Снижение турпотока наблюдается и на другом массовом туристическом направлении – Испании. Однако это вряд ли приведет к снижению цен на турпутевки в эти страны.

По данным CTO, число туристов, посетивших Кипр, уменьшилось на 12% – с 1,170 млн человек в первом полугодии 2002 года до 893 тыс. за первые шесть месяцев этого года. Еще более заметно, на 23%, сократилось количество российских отдыхающих. Впрочем, Кипр не единственное из массовых туристических направлений, спрос на которые у российских туристов снизился. Сокращение потока отдыхающих ожидается и в Испании. Данные за первое полугодие 2003 года еще не опубликованы, однако по итогам первого квартала россиян на испанских курортах стало меньше на 15,62%.

Таким образом, в пятерке лидирующих массовых направлений российского туррынка (Турция, Египет, Испания, Кипр и Болгария) наметились заметные изменения. Растет лишь количество выезжающих в Турцию, Египет и Болгарию. В частности, в первом полугодии на турецких пляжах побывало на 23% больше россиян по сравнению с прошлым годом – 616,3 тыс. против 497,9 тыс.

По мнению экспертов туррынка, это происходит по двум причинам. Первая – 20-процентный рост курса евро по отношению к доллару. Поездки в страны, цены на отдых в которых привязаны к доллару,– Турцию, Тунис, Египет – в этой ситуации оказались выгоднее.

Вторая причина – насыщение туристического рынка. "У российских турфирм достаточно стабильная клиентура: за рубежом из года в год отдыхают примерно одни и те же люди,– говорит председатель совета директоров сети турагентств 'Магазин горящих путевок' Андрей Озолинь.– Естественно, что со временем эти туристы начинают интересоваться новыми странами". "Тенденция начала набирать силу еще в прошлом году,– считает президент компании 'Ланта-тур Вояж' Людмила Пучкова.– По моим наблюдениям, спрос на массовые туристические направления имеет ярко выраженную цикличность. Цикл составляет около шести лет: три из них направление активно развивается, достигает своего пика, затем следует спад". Тем не менее, по мнению экспертов, даже если в следующем году количество туристов на этих направлениях продолжит сокращаться, цены на испанский и кипрский отдых не понизятся ни в этом, ни в следующем году. "Отток туристов с кипрского направления, очевидно, продолжится: нединамичные цены вкупе с введением виз, которое должно состояться в самое ближайшее время, еще больше снизят популярность острова у российских туристов,– считает генеральный директор компании 'Пак-групп' Илья Иткин.– Ситуация на испанском направлении также не изменится, поскольку цены и здесь достаточно стабильны. Выбор россиян будет зависеть от того, что предложат 'долларовые' курорты – Турция и Египет".

Франция теряет туристов 7 августа министерство туризма Франции опубликовало статистические данные, продемонстрировавшие, что сократился поток иностранных туристов в эту страну за первое полугодие 2003 года по отношению к аналогичным периодам прошлых лет. Падение туристической активности стало результатом целого комплекса как экономических, так и политических процессов. Основными причинами спада интереса туристов к Франции стали забастовки французских деятелей культуры и отмена многих фестивалей (в частности, Авиньонского), лесные пожары, рост курса евро, эпидемия атипичной пневмонии и политическое противостояние Франции и США по вопросу войны в Ираке. Так, например, в мае этого года количество только американских туристов, посетивших Францию, снизилось на 40% по сравнению с маем прошлого года.

В прошлом году Францию посетили 77 млн иностранных туристов, что принесло туристической индустрии Франции 100 млрд евро и составило 7% ВВП. Какими будут результаты этого года, пока неизвестно, но очевидно, что сокращение притока туристов в летнем, самом популярном, сезоне на 15% крайне негативно скажется на благосостоянии туристической отрасли.

Источник: КоммерсантЪ