08.08.2003

Комикс о клиенте нарисовал в годовом отчете банк "Зенит"



Банк "Зенит" подготовил сюрприз для своих партнеров: его последний годовой отчет наполовину состоит из комикса под названием "Один год из жизни клиента". Коллегам из других банков такой подход к важному документу кажется несерьезным, а вот специалисты по связям с общественностью утверждают, что на Западе такие решения нынче в моде. Комикс "Зенита" начинается с того, что немолодой, но симпатичный бизнесмен Иван Михайлович на горнолыжном курорте в Австрии заключает пари с владельцем местной кофейни Отто Кремером, пекущим лучшие в городке булочки и пирожные. Иван обещает за год создать в России свою сеть пекарен и печь булки ничем не хуже.

Дальше следует оптимистическая история о том, как Иван Михайлович берет на свой start-up под названием "Ваниль & Кунжут" кредит в "Зените" под залог акций, закупает оборудование за границей, открыв в банке аккредитив. Сотрудники Ивана получают зарплату в банкомате банка, а сам он получает ко-брэндинговую карточку, чтобы купить сыну на день рождения машину со скидкой. И даже водитель нью-йоркского такси, если верить комиксу, принимает у Ивана карточку "Зенита", счет по которой можно пополнить по телефону. Когда хлебопеки уже не справляются с заказами, они берут кредит под оборот, а для финансирования второй линии планируют выпустить облигации. И вот в конце "Ваниль & Кунжут" на конкурсе кондитеров получает приз за лучшие булки в России. Попробовав их, австриец Отто сразу же заключает с Иваном договор на поставку.

"Мы решили в непринужденной форме комикса продемонстрировать ряд услуг, которые предлагает банк, показать, как сотрудничество с банком может выглядеть в жизни", - говорит вице-президент "Зенита" Андрей Серов, который принимал активное участие в реализации проекта.

Обычно годовые отчеты банков выглядят очень серьезно и респектабельно, и новаторство "Зенита" не одобрили даже в Альфа-банке, снявшем довольно смешные рекламные ролики. "Если бы это был розничный банк, то комиксы были бы хоть как-то оправданны, но "Зенит" - корпоративный банк. Этот отчет нужно будет показывать западным инвесторам, а их реакция на комиксы может быть неоднозначной", - считает руководитель пресс-службы Альфа-банка Вадим Юрко. Идею с комиксами не одобрил и его коллега из МДМ-банка Андрей Насоновский.

Смелость "Зенита" удивила и разработчиков проекта. Гендиректор LIN-ART design studio Александр Дворянкин говорит, что не ожидал согласия банка на такой эксперимент, ведь "Зенит" обычно очень серьезно относится к годовым отчетам. Но предложенную LIN-ART первую концепцию в банке восприняли вяло, и идею с комиксом предложили шутки ради. Но она-то банкиров и зацепила.

В самом "Зените" ничуть не сожалеют о содеянном. "Изначально у нас были предубеждения по поводу использования комиксов, поскольку у банка консервативный имидж. Но мы решили отойти от этих предубеждений, тем более что комикс получился вполне консервативным", - говорит председатель правления банка "Зенит" Алексей Соколов. "У нас ведь там никто не падает лицом в грязь. Комикс - это жанр. Это отнюдь не есть что-то заведомо низкопробное", - дополняет своего шефа Андрей Серов.

Специалисты по маркетингу и рекламе считают выходку "Зенита" вполне удачной. По словам Бориса Фирсова, партнера PR-агентства "Михайлов и партнеры", которое занимается в том числе и изготовлением годовых отчетов, на Западе финансисты стараются отойти от консервативного стиля. "Отчеты становятся гораздо более живыми, там появляется динамика, рисованные картинки вместо замороженных фотографий, в том числе и комиксы", - говорит он. По его словам, наши банки просто еще не доросли до этого.

Зато компании из других секторов действуют смелее - например, "Ленэнерго" оживило свой отчет за 2001 г. фотографиями руководства компании в образах типичных героев 1920-х гг. А отчет РАО "ЕЭС России" аналитики прозвали "люди в черном" из-за стилистики фотографий.


Источник: Ведомости