07.08.2003

"Центральный телеграф" больше не телеграф. Компания поставила на новые технологии



Сегодня "Центральный телеграф" (ЦТ) уже трудно называть телеграфом - он превращается в альтернативного оператора связи. Если в начале 90-х гг. телеграммы были единственным доходом компании, то теперь на их долю не приходится почти ничего - основные деньги ЦТ зарабатывает на телефонии и передаче данных. Доходы от услуг связи ОАО "Центральный телеграф" за I полугодие 2003 г. выросли на 32% до 594 млн руб. Компания получила 61% доходов от телефонии, 20% - от Интернета, передачи данных и IP-телефонии. Прибыль от реализации выросла на 54% до 206,2 млн руб. , а чистая прибыль - на 46% до 88,6 млн руб. Основными акционерами ЦТ являются "Связьинвест" (38% акций) и РФФИ (22% ).

Вчера ЦТ устроил презентацию своих новых услуг. Сегодня основной акцент компания делает на развитии телефонии и сети передачи данных на базе IP-технологий. По словам гендиректора ЦТ Ваагна Мартиросяна, за два года доля этих услуг в доходах компании возросла с 33% до 81%. А посылка телеграмм, некогда бывшая основной работой ЦТ, теперь приносит только 7% доходов.

Финансовый директор ЦТ Вячеслав Козельский заявил, что ЦТ планирует войти в пятерку основных альтернативных операторов связи на московском рынке и сделать свой брэнд не менее известным, чем такие марки, как "МТУ-Информ", "Комстар" и Golden Telecom. По данным J'son & Partners, суммарные доходы российских альтернативных операторов в 2002 г. составляют около $700 млн, при этом рыночная доля Golden Telecom - 37% , "МТУ-Информ" - порядка 15% , а ЦТ - около 5%.

В ЦТ решили сделать ставку на москвичей и граждан Подмосковья, проживающих в новостройках, которые будут готовы купить комплекс услуг - и телефон, и Интернет, и телевидение (у ЦТ есть совместный ТВ-проект с "Комкором"). Козельский рассказал, что бизнес-план ЦТ предусматривает наращивание цифровой транспортной сети связи "Центел" на 200 км ежегодно. Речь идет о строительстве так называемой "последней мили" - сетей доступа к клиенту. Основная часть сети длиной в 1200 км, охватывающая всю Москву и восемь городов Подмосковья, уже построена. На нее ЦТ потратил $10 млн за четыре года. В планах компании ввести в строй к 2007 г. не менее 700 000 телефонных номеров и увеличить свои доходы до $135 млн.

Другие альтернативные операторы критически относятся к амбициозным планам ЦТ. "Перспективы для роста на московском рынке есть, но их не много", - говорит руководитель по связям с общественностью "Комбеллги" Евгений Баланов. "ЦТ весьма заметен на рынке, но при этом он отстает от ведущих операторов. Да, он занял некоторую долю рынка. Но весь высокодоходный корпоративный сегмент был поделен и освоен до ЦТ: он может только попробовать отобрать у нас клиентов. А другой сектор - квартирный - может оказаться и вовсе нерентабельным", - говорит директор по маркетингу компании "МТУ-Информ" Дмитрий Дронов.

"Формирование брэнда - долгий и непростой процесс, - говорит Олег Митрофанов, директор по развитию бизнеса компании "Комстар". - Кроме того, судя по цифрам, которые предает огласке ЦТ, ему предстоит поднять обороты в разы, чтобы всерьез претендовать на место в пятерке лидеров".

Аналитики оценивают шансы ЦТ по-разному. "Если ЦТ будет себя вести агрессивно, а также получит помощь регулирующих органов, то сможет что-то отвоевать. У ЦТ есть большое конкурентное преимущество: в условиях нехватки у других компаний номерной емкости у ЦТ есть некоторый свободный запас. Он может что-то выиграть, пока остальным придется ждать ввода нового московского кода", - считает эксперт компании "Финанс-Аналитик" Олег Шенкер.

Сейчас ЦТ обслуживает 143 000 телефонных номеров и планирует освоить до конца года еще 70 000 номеров в коде "095". Кроме того, по решению Минсвязи в 2002 г. ЦТ была выдана емкость в коде "498" (120 000 номеров) и в коде "499" (100 000 номеров) , официально еще не задействованных. "По номерам у них все прекрасно, однако проблема в другом: услугу надо уметь продать, а на этом рынке их не ждут", - считает аналитик "Тройки Диалог " Евгений Голосной.

Источник: Ведомости