01.08.2003

Москвичи меняют стиль жизни.Обедать и ужинать вне дома становится для них привычным делом



Стиль жизни москвичей меняется медленно, но верно. По данным компании "КОМКОН", за последние три года в столице втрое увеличилось число любителей ресторанов и кафе. В ходе этого исследования социологи опрашивали людей, которые обедают или ужинают вне дома 2 - 3 раза в неделю. Одинокие гурманы.

В московских ресторанах все чаще можно встретить людей, которые приходят туда без особых поводов, практически каждый день и зачастую в одиночку. Такие посетители знают толк в хорошей кухне и могут позволить себе потратить на обед $50 и больше, говорит Мария Вакатова, директор по коммуникациям "КОМКОН". Как правило, это холостяки среднего возраста, социально успешные люди. В их представлении достойная еда и удовольствие от нее - одни из главных показателей качества жизни.

К таким гедонистам можно отнести, например, Олега Макарова, заместителя начальника департамента маркетинга и стратегического развития группы "Гута". Для него обед или ужин в ресторане - такая же потребность, как тренировки в спорт-клубе и игра в теннис. Макаров рассказал, что иногда ходит в ресторан в одиночку, в том числе и по вечерам. "В последнее время каждый день хожу на ланч в рестораны, причем в разные - в районе офиса на Чистых прудах", - говорит он. По мере возможности Макаров старается совмещать ланч с деловой встречей.

Еда в большом городе.

Максим Привезенцев, гендиректор ресторанного бюро "Макспро", отмечает, что регулярное посещение ресторанов у москвичей постепенно входит в привычку. Стало больше посетителей, которые захаживают в рестораны по будням и в середине дня. По мнению Привезенцева, во многом этому способствует появление демократичных ресторанов и кофеен. Екатерина Архипова, менеджер департамента маркетинга сети "Кофемания", рассказала, что завсегдатаев у них стало заметно больше, а кофейни из места тусовки постепенно превращаются в места семейного отдыха, куда все чаще приходят пары с детьми.

Евгений Дремлюга, совладелец и гендиректор компании "Зеленая улица", говорит, что, действительно, в последнее время чаще стал бывать в ресторанах - обычно три-четыре раза в неделю. Во многом этому способствовало появление недорогих и удобно расположенных кафе. Его расходы на питание вне дома и офиса - примерно $100 в неделю. Он говорит, что в зависимости от настроения ходит как в дорогие места, так и в рестораны быстрого питания, вроде кафе "Му-Му".

Исследование "КОМКОН" подтверждает, что представители так называемого "высшего среднего класса" не пренебрегают и фаст-фудом. При этом 76% участников опроса сказали, что ходят в McDonalds, 42% предпочитают "Елки-палки", 39% - "Ростик'с". Лишь 8% высказывают антипатию к ресторанам быстрого питания.

Привычки меняются.

Но поток клиентов увеличился не только в демократичных ресторанах. Генеральный директор и совладелец ресторана "Шоколад" Анатолий Ляпидевский утверждает, что в ресторанах класса А (средняя сумма счета - $80 - 150) посетителей тоже стало больше. Однако в такие рестораны люди по-прежнему ходят не только для того, чтобы вкусно поесть. По словам Ляпидевского, "исключительно ради еды и отдыха в "Шоколад" приходят чаще иностранцы, а для москвичей - это способ на людей посмотреть и себя показать". При этом, по его наблюдениям, публика стала более оптимистичной и расслабленной.

Пристрастия посетителей гастрономических ресторанов заметно изменились за последние годы. "Они уже практически не заказывают тяжелую пищу, полукилограммовые мясные стейки с картофелем", - замечает директор и шеф-повар ресторана Accenti Игорь Шурупов. Вообще, рыба (в том числе и сырая - например карпаччо) в сопровождении сырых овощей сейчас гораздо популярнее мяса и высококалорийных гарниров. Спрос на свежевыжатые соки и салаты тоже вырос, добавляет Ляпидевский.

"Сейчас посетители более сдержанны в еде: никто не заказывает пресловутые "первое, второе и компот" - а обычно одно горячее блюдо либо вообще обходятся напитками", - говорит Привезенцев.

Если говорить о пристрастиях широких слоев посетителей ресторанов, то, по данным социологов "КОМКОН", больше всего они любят русскую кухню - 66% участников опроса признались в этом. Рестораны кавказской кухни предпочитает каждый третий любитель питания в общественных местах. Чуть меньше поклонников у итальянской кулинарной традиции.

Третья точка.

"Третьей точкой" называют привычный ресторан или кофейню, расположенные между домом и офисом. Социальные психологи уверяют, что люди, которые регулярно бывают в таких комфортных для себя местах, легче справляются со стрессом. "Третья точка" - это возможность забыть о рабочих и семейных проблемах, говорит менеджер департамента маркетинга сети кофеен "Кофемания" Екатерина Архипова. Правда, эта традиция пока у нас только складывается. Впрочем, основные посетители ресторанов - это социально успешные люди, для которых работа занимает одно из важнейших мест в жизни. Поэтому забыть о деловых проблемах они не могут даже в ресторане. Евгений Дремлюга признался, что разговоры, которые он ведет за обедом или ужином, обычно крутятся вокруг работы. Александр Ляпидевский также замечает, что посетители часто совмещают посещение ресторана с решением деловых вопросов. Даже гурманы-французы поступают так же. "Были у нас недавно французские представители Красного Креста - только о работе и говорили", - добавляет ресторатор.

Источник: Ведомости