29.07.2003

Россияне не считают бизнес грехом



Социологи выяснили, что нелюбовь россиян к олигархам не влияет на их отношение к малому и среднему бизнесу. Большинство россиян, опрошенных Агентством региональных и политических исследований (АРПИ) , относятся к предпринимателям совсем неплохо, хотя признаются, что сами не готовы открыть собственное дело.
Неделю назад "Ведомости" опубликовали данные эксклюзивного исследования РОМИР об отношении россиян к представителям крупного бизнеса - олигархам. 77% опрошенных убеждены, что они играют негативную роль в российской действительности. 88% опрошенных уверены, что все крупные капиталы в России заработаны "нечестным" путем.

А специалисты АРПИ опросили 1600 человек в 84 городских и сельских населенных пунктах в 28 регионах и пришли к выводу, что население России довольно четко отделяет олигархов от остального бизнеса и относит их скорее к "властной надстройке".

Статистика ответов на вопрос "как вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом) " выявила в целом довольно благостную картину. Большая часть респондентов (42% ) охарактеризовали свое отношение к предпринимателям как "скорее хорошее". 38% опрошенных дали ответ "отношусь хорошо", и лишь 7% респондентов заявили о плохом отношении к предпринимателям. Ответ "скорее плохо" дали 10% респондентов, а затруднения при ответе на данный вопрос возникли у 3% опрошенных.

Наиболее позитивно к предпринимателям относятся жители городов с численностью населения в 100 000 - 500 000 человек (46% ), а самые высокие показатели неприязни к предпринимателям отмечены в Приволжском (20% ) и Дальневосточном (23% ) федеральных округах. 50% избирателей Геннадия Зюганова относятся к предпринимателям "хорошо" или "скорее хорошо". А среди избирателей Владимира Путина - целых 83%. "Плохо" или "скорее плохо" к предпринимателям относятся 42% "зюгановцев" и 15% "путинцев". Лучше всего к предпринимателям относятся избиратели "Единой России" (89% ) и "Яблока" (85% ).

Оценивая собственную склонность к предпринимательству, большинство респондентов (36% ) таковой не отметили. Еще 24% дали ответ "скорее нет". Но 21% респондентов считают, что в той или иной степени обладают способностью к занятиям бизнесом, а 14% выражают в этом твердую уверенность. Географически наибольшее количество склонных к предпринимательству проживает в Южном и Центральном федеральных округах (19% и 17% соответственно) , а в отсутствии предпринимательской жилки чаще всего признавались в Дальневосточном и Приволжском округах (54% и 50% ). С ростом уровня образования и дохода респондентов увеличивается доля тех, кто считает, что обладает склонностью к предпринимательству. Наибольшую склонность к предпринимательству обнаруживают мужчины, жители городов с численностью населения в 100 000 - 500 000 человек, избиратели "Единой России", ЛДПР и СПС.

Директор филиала торгового дома "Воскресенский", торгующего импортными изделиями из кожи и меха, Евгений Ледовский верит, что граждане хорошо относятся к "простым предпринимателям". По его мнению, до половины населения России прямо или косвенно (через семейные или дружеские связи) имеет отношение к предпринимательству.

Сам Ледовский разделяет негативную оценку деятельности олигархов и считает, что "российский народ готов прощать мелкое воровство для себя, но при этом люди убеждены в колоссальных масштабах воровства олигархов".

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин не удивлен полярными результатами исследований РОМИР и АРПИ. "Еще во времена перестройки сформировались устойчивые стереотипы, в соответствии с которыми крупная собственность не должна принадлежать частным лицам, а мелкий предприниматель, как минимум, безвреден или даже полезен", - говорит академик. К тому же, напоминает он, в 1990-е гг. крупные капиталисты неоднократно чернили друг друга в подконтрольных СМИ и это также отразилось на их имидже.

Генеральный директор компании "Комус", торгующей товарами для офиса, Сергей Бобриков связывает результаты исследований РОМИР и АРПИ с тем, что "малый и средний бизнес ориентирован в большинстве случаев на внутренний рынок и результаты его работы видны и востребованы гражданами, в то время как позитивное влияние от деятельности преимущественно экспортоориентированного крупного бизнеса ощущают далеко не все". При этом Бобриков сетует на то, что слова "коммерсант", "бизнесмен" в современном русском языке все равно пока не стали до конца положительными.



Источник: Ведомости