22.07.2003

Меньше социализма. МВФ резко осудил российскую схему снижения налогов



Снижение налогового бремени, с отсутствием которого в России уже почти смирились, будоражит умы западных экономистов. В очередной раз Международный валютный фонд (МВФ) заявил о том, что российская налоговая политика могла бы быть лучше. "Известиям" удалось ознакомиться с аналитической запиской экспертов МВФ "Преимущества сокращения ставки Единого социального налога по сравнению с налогом на добавленную стоимость".

В пятницу в Москве закончила работу миссия Международного валютного фонда (МВФ). На сей раз (миссия изучает российские налоги ежегодно) фонд занялся прозрачностью налогов и их администрированием. Официально итоги визита станут известны после того, как эксперты проанализируют все увиденное в спокойной домашней обстановке. Однако предварительные оценки российской налоговой системы представители фонда уже дали.

Что, собственно, комментируют эксперты? Записка подготовлена по итогам изучения подписанных президентом 7 июля налоговых законов. Одним из них стали поправки в Налоговый кодекс, снижающие с 1 января 2004 года ставку НДС с 20% до 18%. Закон о снижении ЕСН в пакет подписанных президентом законов не попал. В этом году он был принят Думой только в первом чтении. Депутаты вместе с правительством решили, что ставку налога стоит снижать лишь с 2005 года.

Одна из главных причин, почему законодатели повременили с законом, - неуверенность в пользе снижения ставки для бюджета. Сейчас ЕСН составляет 36,5% от фонда заработной платы. Налог распределяется между внебюджетными фондами - Пенсионным (28%), социального страхования (4%) и обязательного медицинского страхования (3,6%). Теоретически сокращение ставки выгодно всем. Компаниям придется меньше платить за зарплату работников. Снижение ставки ЕСН может привести к выводу зарплат из тени, что даст прирост поступлений в бюджет. Наемные работники же смогут получать "белую" зарплату и соответствующие социальные гарантии. Например, более солидные отчисления в счет будущей пенсии или возможность обратиться в суд, если работодатель нарушает контракт (при выплате зарплаты "в конверте" это почти невозможно).

Однако в правительстве считают идею снижения ставки налога преждевременной: слишком велик риск того, что зарплатные схемы как были, так и останутся "черными", а поступления в бюджет сократятся пропорционально уменьшению ставки. К тому же снижение ставки напрямую повлияет на отчисления в Пенсионный фонд, а соответственно исчезнет резерв, при помощи которого можно повышать пенсии.

В МВФ с точкой зрения российского правительства категорически не согласны. По мнению старшего экономиста европейского департамента МВФ Марка Льюиса, сокращение ставки ЕСН принесло бы российской экономике гораздо больше пользы, чем снижение ставки НДС. Во-первых, НДС собирать проще, чем ЕСН. И, по мнению аналитиков МВФ, разумнее было бы понижать ставку менее эффективного налога (см. таблицу).

Во-вторых, снижение ставки ЕСН однозначно увеличит налоговую базу налога на прибыль - по закону работодатель вправе вычитать из прибыли взносы на обязательное страхование своих работников. Рост прибыли компаний, в свою очередь, даст дополнительный доход регионам. Сегодня налог на прибыль распределяется в соотношении: 25% центру и 75% в региональные и местные бюджеты, с 2004 года еще 1% будет уходить в регионы.

Вдобавок ЕСН, по мнению экспертов МВФ, не способствует росту конкурентоспособности российских товаров. Как говорится в докладе, им облагается "главный фактор производства товаров как для внутреннего применения, так и для экспорта - труд". Напротив, НДС (даже со ставкой в 20%) играет прямо противоположную роль - с экспорта этот налог не взимается.

И наконец, ЕСН с точки зрения МВФ крайне негативно влияет на кадровую политику компаний. Большинству приходится отказываться от приема на работу молодых, пусть даже подающих большие надежды, специалистов. По ныне действующей схеме регрессии (уменьшении ставки налога в зависимости от размера ежегодного дохода сотрудника) работодатель платит за высокооплачиваемых сотрудников меньше, чем за низкооплачиваемых новичков.

В Минфине к подобным исследованиям российской налоговой системы относятся прохладно. "Для нас это мнение высококвалифицированных экспертов, оно всегда полезно при проверке собственных расчетов, - сказал "Финансовым Известиям" руководитель управления Минфина по связям с государственными и общественными организациями Юрий Зубарев. - Но для принятия решения мы руководствуемся собственными расчетами. Оценку МВФ мы принимаем к сведению, не более того".

Сравнение эффективности НДС и ЕСН в России в 2002 году (в %) Максимальная ставка

Максимальная ставка  
НДС 20,0
ЕСН 35,6
Доходы федерального бюджета
НДС В процентах от ВВП 6,9
Эффективная ставка (с учетом льготных ставок) 16,8
Эффективность налога 84,1
ЕСН В процентах от ВВП 7,7
Эффективная ставка (с учетом регрессивной шкалы) 22,8 (30,1 по оценкам российских министерств)
Эффективность налога 64,2
Источник: МВФ, предварительная оценка

Сравнения НДС и социальных налогов в разных странах (в %)

Страны НДС Социальные налоги (включая все обязательные социальные отчисления)
Работник Работодатель Всего
Болгария 20 25,5 19,2 44,7
Польша 22 26,4 20,9 47,3
Южная Корея 10 6,8 8,7 15,5
Швеция 25 7 19,1 26,1
Великобритания 17,5 10 11,9 21,9
Россия 20 0 35,6 35,6
Источник: МВФ, Международная ассоциация социального страхования

Источник: Финансовые известия