09.07.2003

Стеклянный потолок трещит.Но держится



Скандинавским компаниям придется увеличивать число женщин-директоров. Если корпорации не сделают это добровольно, правительства Скандинавских стран обяжут их, приняв соответствующие законы.
Правительство Норвегии грозится принять закон, по которому 40% мест в советах директоров публичных компаний должны будут занимать женщины. Это произойдет, если норвежские компании не проведут подобные реформы добровольно к 2005 г. В Швеции правящая Социал-демократическая партия требует, чтобы к концу будущего года количество женщин в советах директоров шведских компаний составляло не менее 25%.

Лет двадцать назад в словаре корпоративной Америки появилось такое выражение - glass ceiling ( "стеклянный потолок"). Те, кто находится на нижних этажах, порой даже не замечают, что от обитателей верхних уровней их отделяет невидимая, но непроницаемая преграда. Прозрение приходит к нижесидящим, только когда они пытаются прорваться в высшие сферы.

К подобной аналогии нередко прибегают, когда говорят о дискриминации женщин и этнических меньшинств, представителям которых в высших сферах корпоративной власти отводятся по большей части представительские должности. Большинство борцов с подобной дискриминацией уверены, что справиться с ней можно только законодательными мерами. В Скандинавии подобный шаг уже сделали.

В США, где судебные органы выступают против использования жестких квот в подобных вопросах, вряд ли можно будет использовать скандинавский опыт. В большинстве компаний "стеклянный потолок", отделяющий основную массу сотрудников от руководства, пока сохраняется. В прошлом году, по данным вашингтонского Investor Responsibility Research Center, женщины занимали 13% мест в советах директоров компаний, входящих в список S&P 500, и 10% мест в советах директоров компаний из более обширного списка S&P 1500 (в рейтинги, которые составляются рейтинговым агентством Standard & Poor's, входят соответственно 500 и 1500 самых крупных и самых прибыльных компаний в США). Число мест, занимаемых представителями этнических меньшинств, - в этом списке 8,8%. При этом общее число членов советов директоров из последнего списка составляет 7500 человек.

С одной стороны, эти цифры наглядно демонстрируют, что руководители компаний явно недооценивают эти социальные группы. С другой - как ни парадоксально, эти результаты свидетельствуют и о другом - сейчас и перед женщинами, и перед представителями этнических меньшинств открываются новые возможности. Сегодня от корпораций все чаще требуют не только диверсифицировать состав советов директоров, но и повышать качество корпоративного управления за счет включения в состав советов большего числа так называемых независимых директоров, работающих в других местах и не связанных напрямую с деятельностью данной компании.

Между тем, по данным Investor Responsibility Research Center, 86% женщин-директоров и 82% директоров - представителей этнических меньшинств являются именно "независимыми".

"От американских компаний могут потребовать увеличить число независимых директоров в правлении, с тем чтобы сделать руководство более независимым, - говорит Кэрол Боуи, директор службы по изучению проблем управления IRRC. - Однако пока советы директоров больше походят на закрытые эксклюзивные клубы".

Так что же требуется, чтобы сделать советы директоров более демократичными и менее закрытыми?

Генеральные директора нередко утверждают, что были бы не прочь видеть в советах директоров больше женщин и представителей этнических меньшинств. Однако не видят достойных кандидатов, обладающих необходимой квалификацией. Тем не менее Леонард Шеффер, генеральный директор и председатель совета директоров компании Wellpoint Health Networks, считает, что подобное утверждение неверно. В совете директоров его компании четыре директора из девяти - женщины и один директор - представитель этнического меньшинства.

"Найти достойных кандидатов можно, - говорит Шеффер. - Для этого надо только проявить настойчивость и сделать проблему диверсификации совета директоров одной из приоритетных".

По мнению руководителя Wellpoint Health Networks, речь идет не только о политкорректности, привлечение к управлению представителей меньшинств может влиять на эффективность компании, так как способствует более успешной работе с различными группами потребителей.

В начале 90-х Джилл Керр Конуэй, бывший президент престижного колледжа Софии Смит, в котором учатся главным образом представительницы прекрасной половины человечества, была единственной женщиной в составе совета директоров компании Nike. Именно тогда она сказала коллегам, что компании следовало бы открыть подразделение по выпуску спортивной одежды для женщин. Сегодня продажи этого подразделения обеспечивают Nike солидную часть доходов.

"Речь не о том, что женщины и представители этнических меньшинств умнее мужчин с белым цветом кожи, - говорит Джуди Роузенер, профессор Graduate School of Management при Калифорнийском университете. - Просто у них другой опыт, а потому они задают другие вопросы и выдвигают другие предложения".

Советы директоров, разнообразные по составу, способствуют повышению качества корпоративного управления. По данным исследования, проведенного в прошлом году Conference Board of Canada, 94% советов директоров, в которых женщины занимают три или более позиций, настаивали на разработке особой корпоративной политики для решения проблем, связанных с конфликтами интересов. Для сравнения: из советов директоров, состоящих исключительно из представителей сильного пола, на том же самом настаивало лишь 58%. Далее, аттестации собственной деятельности проводит 72% смешанных советов директоров. Для сравнения - среди "эксклюзивно мужских" собственную деятельность оценивает всего лишь 49%.

При этом принципиально важно, чтобы в составе руководящего органа находилось несколько женщин и представителей этнических меньшинств. "Если в совете директоров женщина или представитель национального меньшинства находится в единственном числе, то такой человек, весьма вероятно, примет точку зрения большинства", - рассказывает Ракеш Курана, ассистент профессора Гарвардской школы бизнеса, занимающийся изучением деятельности советов директоров. (WSJ, 8. 07. 2003, Екатерина Кудашкина)

Источник: Ведомости