03.07.2003

Ритейлоров потянуло на Волгу. Самарская область становится территорией ожесточенной конкуренции



Самарская область стала объектом пристального внимания крупнейших розничных продуктовых сетей России. До конца года четыре сети намерены открыть здесь свои первые универсамы, причем каждая планирует в перспективе открыть по десятку и больше магазинов. Нигде, кроме Москвы и СанктПетербурга, сразу несколько национальных ритейлоров до сих пор не сталкивались. В России есть только один город, где работают магазины всех продуктовых розничных сетей, позиционирующих себя как национальные, - это Москва. В Петербурге работают местная "Пятерочка" и столичные "Дикси", "Перекресток" и "Патэрсон", причем их доля на питерском рынке незначительна. В других городах прецедентов ситуации, которая вот-вот сложится в Самарской области, до сих пор не было.

До конца 2003 г. в крупнейших городах области - Самаре и Тольятти - должны открыться магазины сразу четырех сетей: "Копейки", "Перекрестка", "Патэрсона" и "Магнита". "Перекресток" и "Копейка" анонсировали свои планы в регионе несколько месяцев назад, а вот заявления "Магнита" и "Патэрсона" прозвучали впервые на этой неделе. По словам Сергея Галицкого, гендиректора ЗАО "Тандер" (владеет крупнейшей по числу магазинов сетью "Магнит") , в ближайшее время компания открывает по три магазина в Самаре и Тольятти. Председатель совета директоров "Патэрсона" Алексей Мауергауз сообщил, что супермаркет его сети откроется в Самаре в августе.

"Еще год-два назад для крупных сетей Самара была городом второго эшелона, - удивляется гендиректор "РАО Консалтинг " Александра Славянская. - По сравнению с Екатеринбургом, где бурно развивается металлургия, или "нефтяными" городами Западной Сибири, где доходы в 2 - 3 раза выше среднероссийских, Самара выглядела мелковатой". По данным Объединенной финансовой группы (ОФГ) , оборот розничной торговли в области в 2002 г. составил 127 млрд. руб. - 3,4% общероссийского.

Аналитики не смогли назвать единой версии причин неожиданно проснувшегося интереса ритейлоров к Самаре. В Самаре и Тольятти нет дефицита торговых площадей, который в Москве и Петербурге для ритейлоров - проблема N 1, отмечает Славянская. "Возможно, узнав о планах "Перекрестка", туда кинулись и его конкуренты. Ведь если его оставить там одного, потом им будет сложнее выйти на рынок", - предположила аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина. "Сказать, что Самара лучше Екатеринбурга, Новосибирска или Казани, нельзя. Возможно, сейчас там сложилось оптимальное сочетание всех факторов, важных для начала торговой экспансии: размер рынка, наличие свободных площадей, лояльность местной администрации, низкая конкуренция и т. д. ", - говорит аналитик ОФГ Алексей Кривошапко.

Слова аналитика о хорошем отношении местной администрации к пришлым бизнесменам подтвердил ведущий специалист департамента потребрынка мэрии Тольятти Сергей Федосеев. "Для нас главное, чтобы в городе качественные товары продавались по низким ценам. А кто их будет продавать, нам неважно: москвичи, сыктывкарцы или еще кто", - говорит чиновник.

Такая позиция местных чиновников нетипична для России. "Известно, что защита местных сетей - важная задача для властей, например, Екатеринбурга", - говорит Александра Славянская. По словам ритейлоров, в большинстве регионов иногородних торговцев встречают в штыки. Гендиректор "РАО Консалтинг " считает, что открыв рынок, власти самарского региона только выиграют. "Крупные московские сети - это новые рабочие места, работа на местном ассортименте и т. д. Плюс инвестиции - в открытие одного магазина москвичи инвестируют от $500 000 до $1 млн", - говорит Славянская.

Представители сетей утверждают, что единичными магазинами в регионе не ограничатся. "Самарская область для нас - регион стратегический", - говорит Мауергауз. - Это богатый регион. Средний доход на человека [здесь] на уровне Питера". По данным департамента экономики мэрии Тольятти, средняя зарплата в Тольятти и Самаре составляет 7300 руб. в месяц. "Перекресток" и "Патэрсон" намерены открыть в области за 2 - 5 лет 8 - 10 магазинов. А по словам директора управления развития бизнеса "Копейки" Константина Архипова, дивизион "Копейка-Самара" должен открыть до 2007 г. около 50 магазинов.

Источник: Ведомости