02.07.2003

Американский журнал научит россиян, как стать богатыми



По информации RBC daily, один из крупнейших в мире издательских домов Time Inc. выходит на российский рынок с деловым журналом Fortune. Правда, большинство предыдущих попыток западных издательских домов закрепиться в сегменте «серьезной прессы» оказались неудачными

Как сообщили RBC daily, в ближайшее время в России начнет издаваться русскоязычная версия американского делового журнала Fortune («Богатство»). Американский издательский дом Time Inc заинтересовался российским рынком деловой прессы по одной простой причине. В США из-за экономического спада данный рынок находится в крайне тяжелом положении: рекламные доходы деловых журналов падают, а распространяются они в основном по подписке, что требует от издателей существенных дополнительных расходов. Российский рынок прессы, наоборот, стабильно растет. Правда, как показывает российская практика, большинство аналогичных попыток западных медиа-компаний издавать деловые журналы в России терпели фиаско. Дело в том, что в большинстве случаев они предлагали российскому читателю переводы «оригинальных» западных статей, которые были совершенно ему неинтересны.

Компания Time Inc входит в состав американской медиа-империи AOL Time Warner с оборотом в 2002 году в 40,9 млрд долларов. Time Inc, заработавшая в прошлом году порядка 5 млрд долларов, издает порядка 140 различных журналов, которые, по заверениям компании, читает около 300 млн человек. Наиболее раскрученные брэнды Time Inc – это одноименный общепопулярный журнал Time и деловой журнал Fortune. В настоящий момент компания работает во многих странах мира, однако Россию Time до последнего момента обходил стороной. Изменить свое мнение о России Time заставила стагнация на американском печатном рынке, где из-за спада в экономике рекламные доходы почти не растут. В России же ситуация диаметрально противоположная: по прогнозам экспертов, в этом году рынок печатных СМИ получит около миллиарда долларов от рекламы, а ее объемы в прессе стабильно увеличиваются на 20-25% в год.

Еще одним «плюсом» российского рынка прессы является то, что, в отличие от западного, он крайне далек от насыщения. «Рынок СМИ в России еще не достиг максимального уровня развития, - сказала RBC daily представитель издательского дома «Burda» Ксения Королева.- Если в киоске в Германии вы найдете около 1500 наименований газет и журналов, то в России - примерно 300 изданий, т.е. в пять раз меньше». По всей видимости, американцы, чей журнал рассказывает в основном о корпоративных новостях, также посчитали, что в России сейчас увеличилась прослойка «белых воротничков», которые в Штатах являются основными читателями деловой прессы. «Развитие рынка деловой прессы во многих странах было связано с ростом числа индивидуальных частных инвесторов, для которых важно постоянное наличие финансовой информации и информации о жизни и новостях компаний, - сказала RBC daily гендиректор PR-агентства Vanguard Елена Фадеева.

С начала 90-х годов в России предпринимались неоднократные попытки западных деловых изданий выйти на отечественный рынок деловых СМИ. Однако большинство таких попыток заканчивались полным фиаско. Так, в середине 90-х годов предпринимались попытки выпускать в России американский деловой журнал Business Week на русском языке. Кроме того, в 1993 году появился журнал «Финансист», фактически ставший русской версией британского делового еженедельника The Economist. Правда, тираж его составлял всего 12 тысяч экземпляров. Единственное, где смогли преуспеть иностранцы, – это на рынке «гламурных» журналов. «Существует несколько удачных примеров, - сказал RBC daily представитель издательского дома «Проф-Медиа» Сергей Фролов. – Это целый ряд глянцевых журналов, издаваемых Independent Media, российское подразделение Hachette Filipacchi Press, которое выпускает такие издания, как женский журнал Elle, журнал по дизайну Elle Decor и журнал о кино, видео и телевидении Premiere».

Правда, надо учитывать, что основная масса глянцевых журналов апеллирует к человеческим эмоциям и инстинктам, которые практически у всех людей одинаковы. «Мужчины во всем мире смотрят на женщин одинаково. Поэтому журналы вроде Maxim, FHM или Playboy быстро раскрутились и легко стали международными брэндами», - сказал RBC daily один российский эксперт по медиа-рынку. С деловыми печатными изданиями ситуация гораздо сложней: успех зависит от того, насколько оригинальной будет предложенная ими читателю идея. В издательском бизнесе действует принцип «либо ты первый, либо никакой». В свое время Fortune раскрутился в США за счет того, что он был первым деловым изданием, журнал Time первым начал специализироваться на подаче новостей, а другой брэнд, Life, стал первым журналом фотографий. То же содержание, которое предлагали пока в России западные «серьезные» журналы (деловые или общественно-политические – Newsweek в паре с «Итогами»), не несло в себе ничего особенно притягательного для российского читателя.

Что касается Fortune, то в России уже есть хорошо раскрученный аналог этого издания – журнал «Компания». При этом у американского журнала есть один серьезный недостаток: он ориентирован на очень узкую целевую аудиторию. По данным Fortune, портрет его читателей выглядит так: в среднем им 49 лет, их средний доход составляет 347,5 тысяч долларов, 64% из них – топ-менеджеры и 77% из них работает в сфере высоких технологий. Именно на эту аудиторию и рассчитаны многочисленные рейтинги, таблицы и достаточно сухие тексты, которыми изобилует этот журнал.