30.06.2003

Концерн "Русский Холод" приоткрывает карты



Недавно концерн "Русский Холод" запустил на фабрике мороженого Барнаульского хладокомбината уникальную экструзионную линию по производству мороженого (Стрейтлайн, компания "Тетра Пак"). Это самая мощная линия в России - оборудование последнего поколения. Ее производительность 1125 т. в месяц по эскимо, а по весовому мороженому - еще выше.

"Линия уникальна не только своей мощностью (в мире таких пока только две - у нас и в Германии), - говорит директор "Русского Холода" по развитию и маркетингу Александр Саулин, - но и тем, что она имеет два "ручья". То есть на ней можно производить два вида продукции одновременно. Например, рожок и эскимо. А в целом линия может давать 22 тыс порций мороженого в час. Кроме того, на выходе из туннеля его не нужно дозакаливать - это тоже важная технологическая особенность".

Мороженое можно везти потребителю прямо из цеха, минуя склад. Стоимость всего комплекса нового оборудования составила $5 млн 700 тыс. Общая мощность фабрики Барнаульского хладокомбината теперь 35 тыс т. Кроме того, "Русский Холод" строит в Москве фабрику мороженого. Строительство идет полным ходом, пуск первой очереди намечен на август-сентябрь 2003 г. Там будет установлено 5 линий общей мощностью 18,6 тыс т. в год.

Первая - итальянская (Сatta-27) по производству эскимо. Вторая также итальянская - по производству "Лакомки", она позволяет получать в буквальном смысле слова идеальный продукт. Это, кстати, первая импортная линия в России для "Лакомки", ввезенная в Россию со времен перестройки. Кроме того, там будут установлены еще две экструзионные импортные линии. Рядом с предприятием строится большой склад емкостью 3 тыс. т.

Пуск второй очереди намечен на начало 2004 г. На тот период общая мощность московской фабрики составит 30 тыс т. На двух фабриках компания "Русский Холод" будет производить около 70 тыс т. продукции в год. И это, в основном, высокотехнологичное мороженое, курс на которое концерн взял еще три с половиной года назад, с момента появления его на рынке.

"Мы принципиально придерживаемся выпуска именно такой продукции, - говорит Александр Саулин. - Обратите внимание, если весь рынок мороженого составляет около 380 тыс т., то из них высокотехнологичного - не более 130 тыс т. Наша доля в объеме такого мороженого, с учетом пуска новых мощностей, уже в ближайшее время будет 40-50%..."

По словам директора по маркетингу, основную долю рынка холодного десерта составляет низкотехнологичная продукция, это, как правило, стаканчик. Значит, его выгодно выпускать? Саулин говорит, что стаканчики производятся не потому, что это выгодно, а в силу традиции. На многих фабриках России стоят простые, дешевые линии для их выпуска. При этом совсем немногие могут вложить серьезные средства в покупку современного дорогого оборудования, которое позволило бы производить более сложную продукцию.

"Русский Холод" практически не производит вафельный стакан. Вместо него он начал выпускать мороженое в вафельных рожках. Сейчас для их выпечки установили печь в Барнауле. Хрустящий сахарный рожок востребован потребителем, тем более, что такое мороженое позволяет использовать богатый набор компонентов.

Ежегодно концерн расставляет в розничной торговой сети по 3 тыс ларей. Теперь, когда объемы производства возрастают, "Русский Холод" запланировал на 2003-2004 гг. завезти и расставить 10-15 тыс морозильных ларей. Основная часть, естественно, придется на 2004 г. В основном, это будет датское оборудование компании Caravell.

"Вообще, розницей наша компания намерена заниматься очень серьезно, - подчеркивает Саулин. - У большинства российских мороженщиков для этого нет ни сил, ни средств, поэтому у нас куда ни глянь - всюду "Нестле". Мы намерены составить ей серьезную конкуренцию".

Но увеличивать число своих представительств в регионах концерн не собирается, так как его менеджмент рассчитывает, что многие оптовые компании тех регионов, где у "Русского Холода" нет филиалов и представительств, согласятся на роль дистрибьюторов, и будут активно поддерживать компанию в создании сетей.

Выбор дистрибьютора будет идти по принципу качества и объема оптовых закупок. Год хорошо поработали -- на следующий год в концерне намерены работать с ними по созданию сетей в крупных городах и регионах.

Что касается экспорта продукции "Русского холода", то дела сегодня обстоят так: в США концерн поставляет мороженое уже 1,5 года, в Израиль и Китай - 2 года, в Монголии открыт свой филиал. Поставляется продукция и в страны СНГ. Но впереди - открытие границ в рамках ВТО. В компании готовы к такому повороту событий, мороженое здесь - на уровне лучших западных образцов и, при этом, куда дешевле.

Россия со своим первоклассным мороженым, в принципе, должна быть хорошо представлена и на Западе, и в Азии. Слава Богу, в советское время в отрасли всегда был хороший кадровый состав технологов, сохранились отличные рецепты, есть свои тонкости производства. И вообще в нашей стране пока все не так унифицировано, как в развитых капиталистических странах. Значит, есть простор для творчества, для фантазии, для выпуска превосходной продукции.

По мнению Саулина, в ближайшие годы на рынке будут соревноваться около десяти достаточно крупных игроков. Выиграют те, у кого более развитая технологическая база, более продуманная рекламная и маркетинговая политика, более сильные позиции в розничной торговле.

Журнал "Империя холода", май 2003 г.