25.06.2003

Соковые компании не пустят иностранных конкурентов



Международный союз производителей соков (IFU) впервые за свою историю решил провести свою ассамблею в Москве. На открытии ассамблеи было заявлено, что через 3-4 года российский рынок соков станет крупнейшим в Европе. Уже сейчас среднестатистический москвич, например, потребляет в год на 15 литров больше среднестатистического испанца. Иностранные компании хотели ли бы расширить свое присутствие на столь многообещающем рынке, но наши "соковики" уступать им место не собираются.
По данным Российского союза производителей соков (РСПС), в 2002 году общий объем рынка соковой продукции составил 1,480 млрд литров, а его прирост по сравнению с 2001 годом составил 25%. По словам президента РСПС Валерия Остапца, в этом году рост продолжится, правда, пока сложно точно сказать, каким он будет: оценки колеблются от 10 до 20%.
Как говорят в РСПС, российский соковый сегмент не насыщен. "Это очень перспективный рынок, — говорит председатель консультативного совета IFU Киис Кулс. — Через 3-4 года он станет самым большим в Европе".
Сейчас, по данным РСПС, около 95% рынка — соки и напитки местного производства. Погоду на рынке делают четыре компании. Доля "Вимм-Билль-Данна" (ВБД, бренды "J7", "Любимый сад") в 2002 году составила 31,4%, "Мултона" (бренды "Я", "Фруктовый сад") — 22%, "Лебедянский" (бренд "Тонус") — 22%, "Нидан-Экофрукт" (бренд "Чемпион") — 11%. И, судя по настроениям российских компаний, делить рынок с иностранцами они не хотят. Как сказал "Финансовым Известиям" директор по связям с общественностью "Мултона" Александр Николаев, производство соков в большей степени национально и присутствие на нем зарубежных производителей крайне мало. По мнению финансового директора компании "Вимм-Билль-Данн" Владимира Преображенского, если иностранные компании захотят выйти на российский рынок самостоятельно, то им придется вложить очень много средств в свое развитие здесь. "Единственный возможный вариант для них — поиск партнера внутри страны, — сказал "Финансовым Известиям" Владимир Преображенский. — Эти компании присутствуют на рынке, но в очень небольшом количестве и только в сегментах премиальных соков".
Вместе с тем, как отмечают представители российских компаний, в настоящее время наиболее динамично развивается средний ценовой сегмент соков. "Потребление соков в России начиналось с населения с высоким уровнем доходов, — говорит Владимир Преображенский. — Сейчас соки "добрались" и к покупателям со средними доходами". Тем не менее по результатам работы в первом квартале ВБД показал крайне малый рост продаж в соковом направлении: было продано продукции на $64,9 млн, тогда как год назад — $61,2млн. Но объем производства соков ВБД увеличился на 13,4%, поэтому, считает аналитик компании "Проспект" Марат Ибрагимов, нельзя говорить о том, что развитие на этом сегменте замедлилось.

Источник: Финансовые известия