23.06.2003

Фотоотчет с Каннского Фестиваля Рекламы


20 июня, Канны. Не бойтесь шокировать!
19 июня, Канны. Очень хлопотный день!
18 июня, Канны. Вся надежда на чукчу
17 июня, Канны. Собака-Эйнштейн
16 июня, Канны. Львы, орлы и куропатки
В субботу ночью завершился 50-й международный фестиваль рекламы Cannes Lions. Делегаты разъехались по домам. Среди вернувшихся - обозреватель sostav.ru Влад Васюхин. Читайте заключительный репортаж.

23 июня, Канны-Москва

Финишной черты не существует

Вот и все. Отшумели песни нашего полка. Вчера вечером в Москву прилетела большая часть российских участников Cannes Lions. Заключительный репортаж о событиях двух последних дней пишу по горячим следам (хотя, в принципе, мог бы сочинить текст и для субботнего выпуска "состава", да кто же в Каннах упомнит, что минувшая суббота была объявлена в России рабочим днем!).
Итак, пятница выдалась довольно беззаботной (настоящий TG Friday's): никаких тебе семинаров и презентаций. Хочешь - смотри шорт-лист конкурса рекламных роликов, хочешь - валяйся на пляже (всю неделю стояла отменная погода), гурманствуй в ресторанах (запомнилось остроумное название одного из них - "Ресторан с плохими стульями"), шатайся по бутикам и сувенирным лавчонкам или гоняй кабриолет по Лазурному берегу.
Многие в пятницу отсыпались после состоявшихся накануне вечеринок.
*
Если вас интересует, как прошла традиционная Russian Party, могу успокоить: получилось хорошо! Атмосферу не испортила даже приглашенная певица - исполнительница неизбежной "Калинки-малинки", истошный вокал которой некоторых присутствующих привел в ступор, но ее вполне себе заводные музыканты неопознанной национальности играли и пели с большим воодушевлением. Причем, и русские песни, и французские, и латиноамериканские.
И россияне, и наши многочисленные гости (на огонек заглянули президент фестиваля Роже Хэтчуел, руководители словенского "Золотого барабана" Юре Апих, Мета Добникар, Алеш Павлин и Лучка Магистр-Фабиян, соавтор популярной книги "Современная реклама" Уильям Аренс, хорошо известный в России рекламный деятель из бывшей Югославии, организатор Idea Campus Драган Сакан и др.) остались довольны.
Кстати, как стало известно sostav.ru из достоверных источников, г-н Хэтчуел, многолетний владелец фестиваля, недавно продал свои акции, и теперь Cannes Lions будут заниматься другие люди (официально об этом должны объявить в конце лета). Однако на какое-то время старина Роже сохранит пост президента фестиваля.
*
А в субботу с утра пораньше желающие могли посмотреть организованный нью-йоркским Young&Rubicam показ новых работ их ведущих режиссеров, названный "Мечты 2003 - радость" (радовали больше новыми технологиями, а не новыми идеями). Затем представители компаний Warner Music и Warner Chappell говорили о музыке в телевизионной рекламе и о возможных способах сотрудничества. В общем, обычные коммерческие презентации, которых и на Московском фестивале - пруд пруди (правда, у нас и труба пониже, и дым пожиже).
Ну, а главным событием субботы стала церемония закрытия. Очередь из нарядно одетых персонажей выстроилась за час до того, как во Дворец фестивалей открыли двери.
*
…Признаюсь, не хотел бы я в тот исторический вечер оказаться на месте конферансье. Не поверите, но каждый второй (или, в лучшем случае, каждый третий) ролик, получивший награду, забитый под завязку зал встречал свистом или агрессивным молчанием. Дело дошло до того, что милая девушка из Таиланда, вышедшая за своим золотым "Львом" под улюлюканье зала, просто расплакалась на сцене. И ведущему то и дело приходилось вежливо, но настойчиво урезонивать аудиторию, кипящую от возмущения, недоумения и… скуки. Если от скуки, конечно, можно кипеть (я, например, пару раз просто впадал в спячку).
Да, выбор, сделанный жюри во главе с американцем Дэном Уиденом, соучредителем и креативным директором агентства Wieden+Kennedy, оказался очень странным. То ли хороших (читай - зрелищных) роликов было немного, то ли вкусы у судей какие-то специфические.

Владимир Евстафьев, представитель Cannes Lions в России, после сказал, что, на его взгляд, конкурс этого года был сильным и ролики, мол, замечательные. Ну, не знаю, не знаю. Если работы такие классные, почему же съехавшиеся со всего мира рекламисты их дружно освистывали?! Кстати, в целях экономии времени устроители показывали фильмы, получившие "серебро" и "золото". "Бронзовые" работы, которые, как правило, бывают более фривольны и забавны, войдут в итоговую кассету. Может, за счет этого она окажется интереснее? К тому же, Евстафьев признался, что самые скучные ролики-лауреаты из традиционного московского показа будут изъяты…
*
Говорят, что Дэн Уиден, имеющий репутацию "экспериментатора", в былые годы часто критиковал Cannes Lions за то, что они не замечают и не поощряют новые пути развития рекламной индустрии. Однако все его предфестивальные обещания выделить работы, которые "выбивают рекламу из накатанной колеи", по-моему, так и остались благими намерениями.
Нет, неладно что-то в каннском королевстве. Помнится, заключительная церемония прошлого года пролетела буквально на одном дыхании. Аплодисменты, смех, крики поддержки, готовность разделить чужой успех. Мнение зала почти на 100 процентов совпало тогда с решением жюри. А в этом году атмосфера в зале была довольно кислая, прохладная. Роскошный фуршет с еще более роскошным фейерверком (изобретательности пиротехников можно только позавидовать) как-то сгладил впечатление...
*
Гран-при в номинации Film получил 60-секундный ролик "Лампа", выполненный агентством Crispin Porter+Bogusky (США) для IKEA. Ролик снял 34-летний режиссер Спайк Джонз, известный по фильмам "Быть Джоном Малковичем" и "Адаптация".


Сюжет: женщина выносит на улицу старую настольную лампу и ставит на тротуар (авось, кто-нибудь заберет). Ветер, опавшая листва, осенний дождь. Лампа становится мокрой и еще более облезлой и жалкой. А у женщины - мы видим ее окно - на столе светит новая лампа. И вдруг в кадре, рядом с отправленным в отставку осветительным прибором, возникает прохожий и говорит зрителям скрипучим голосом: "Многие из вас сочувствуют этой лампе... Это потому, что вы - сумасшедшие! Она же ничего не чувствует, а новая лампа гораздо лучше!" И появляется заключительный титр: "IKEA: unboring" (unboring можно перевести как "ненадоедливость", "нераздражение").


Что сказать об этом ролике? Хороший. Однако в конкурсе были лучше. К примеру, более достоин Гран-при итальянский "Скульптор" - реклама Peugeout 206. Он получил приз аккредитованной прессы (по сути - вторая по значимости награда фестиваля) и золотого "Льва" в категории "автомобили". Кстати, эта эмоциональная работа успела стать обладателем Гран-при на прошлогодней "Эпике". Сюжет: молодой индус пытается сделать из своего старого "Пежо" новую модную модель, которую он увидел на рекламе в журнале. Для этого доморощенный "скульптор" ударяет свою машину об стену, проходится по ней долотом и даже сажает на капот слона, а после всю ночь занимается сварочными работами. На следующий день он гордо едет на тусовку с друзьями в якобы "новой" машине…
Смешно, сентиментально, страстно.


*
Специального "Льва" за лучшую музыку получило Wieden+Kennedy, агентство председателя жюри, за ролик "Прежде", снятый для Nike. Музыки там, собственно говоря, и нет. Есть предчувствие мелодии, подготовка к ней. Как было сказано про одного исторического деятеля, "больше всего из музыки он любил, когда настраивают инструменты".


*
Одним из главных моментов заключительной церемонии стало награждение "рекламодателя года". Как я уже писал, им во второй раз стал Фил Найт, руководитель компании Nike, известной не только своей спортивной обувью, но и изобретательными роликами.


Специального почетного льва ему вручил великий бегун Льюис (еще одна звезда из тех, что посетили юбилейный фестиваль). Вообще про мистера Найта, который разразился яркой, энергичной, остроумной речью, надо бы написать отдельную заметку: уж очень колоритная фигура! Агентство, которое работает с ним уже более 20 лет, все то же Wieden+Kennedy, он несколько раз назвал "худшим агентством на свете". При этом Найт считает, что их сотрудничество именно с этой конторой успешно потому, что рекламщики "всегда готовы тратить огромное количество времени на отшлифовку мелких деталей".
*
К вопросу о наградах, которые, как известно, Россию в этом году успешно миновали. На нынешнем фестивале находилась представительная группа менеджеров компании "Вимм-Билль-Данн" во главе с председателем правления Сергеем Пластининым. И г-н Пластинин, по нашим сведениям, загорелся идеей получить в следующем году в Каннах "золото" за свою рекламу или приз "рекламодатель года". В минувшую пятницу на эту тему он вел переговоры с руководством "Каннских львов".


Разумеется, амбиции - дело хорошее. Но если сравнить совершенно отвязную серию английских роликов (сок Tango), получившую в нынешнем году каннское "золото" в номинации "безалкогольные напитки", с той дистиллированной рекламой, что заказывается отечественными владельцами "Любимых" и прочих садов, то результат будет не в нашу пользу. Пока желание "Вимм-Билль-Данна" получить, а надеюсь, не купить, приз престижного рекламного фестиваля еще не оформилась в конкретное предложение отечественным рекламным агентствам. Но, по словам весьма информированных источников, скоро такое предложение может быть сделано. Будем следить за развитием событий.
*
В среду sostav.ru планирует опубликовать собственный фотоотчет с 50-го Каннского фестиваля. И, разумеется, к итогам Cannes Lions в том или ином контексте мы будем возвращаться еще не раз. Ведь как гласит один из слоганов фирмы Nike, "финишной черты не существует"!