23.06.2003

Сам себе оператор. Российские компании вышли на рынок телеоборудования



С помощью программистов Российской академии наук две отечественные компании - In Tech Communications и RuSat - хотят потеснить иностранных производителей на рынке профессионального телеоборудования. Партнеры начинают продажи мобильного телевизионно-вещательного комплекса, который поможет корреспондентам оперативно выйти в прямой эфир в полевых условиях.
Система, которая получила название Broad TV-3, состоит из оборудования для телецентра и репортажного блока (видеокамеры, компьютера и спутникового модема). Передача видеокартинки происходит через небольшую антенну-тарелку.

Broad TV-3 - совместный проект двух российских компаний, RuSat и In Tech Communications. В этом тандеме RuSat отвечал за спутниковые технологии, а In Tech Communications разрабатывала систему кодирования, пояснил Олег Ватулин, директор RuSat. "Мы ничего не вкладывали в проект, мы взяли существующие у нас спутниковые каналы и оборудование", - сказал он. Основным клиентом RuSat является крупный заказчик - нефтяная компания. По словам президента In Tech Communications Алексея Васильева, сумма инвестиций его компании в проект является коммерческой тайной, но порядок вложений - "до сотен тысяч долларов". Проект должен окупиться в течение года, надеется Алексей Васильев.

Обычно репортажные комплексы довольно громоздки - их перевозят в микроавтобусах со спутниковой тарелкой типа VSAT на крыше. Но, как говорят разработчики Broad TV-3, для видеосвязи им достаточно обычного спутникового модема со скоростью 1 Мбит/с. По словам Алексея Васильева, гендиректора In Tech Communications, использование компактного оборудования стало возможным благодаря разработанным программистами РАН-алгоритмам. На прошлой неделе создатели системы продемонстрировали журналистам и телевизионщикам, как репортажная система Broad TV-3 помещается в багажник легкового автомобиля.

Создатели Broad TV-3 уверяют, что у системы нет конкурентов - аналогичная продукция стоит на порядок дороже. Стоимость комплекса создатели оценивают в $20 000 - 50 000 (без цены аренды спутникового канала). В традиционных комплексах (так называемых fly away) только цена программы кодирования-декодирования стоит около $25 000, говорит Васильев. "Порядок цен на софт действительно такой", - сказал Игорь Гляненко, управляющий компании "ТВ-Окно", поставляющей профессиональное телеоборудование. По его словам, минимальная цена комплексов fly away без стоимости спутниковых каналов составляет около $250 000. "По-моему, спрос на оборудование Broad TV-3 будет", - считает Гляненко.

Заместитель технического директора RenTV Александр Сурков не разделяет оптимизма коллег. "Картинка пока не слишком высокого качества", - говорит он. Сурков также хотел бы знать, во сколько обойдется эксплуатация Broad TV-3: "Телекомпанию может заинтересовать только услуга под ключ (т. е. вместе с арендой спутниковых каналов) ". Разработчики комплекса пока затрудняются назвать цену аренды каналов - по их словам, она будет определяться индивидуально.

Главный редактор ГТРК "Калуга" Леонид Иванов считает цену репортажного комплекса привлекательной для региональных телестудий. "Сейчас передвижные телестанции делают на базе "КамАЗов" или "РАФиков", они очень громоздкие и не позволяют вести оперативную трансляцию", - говорит он. По его словам, для работы в полевых условиях необходим "дизелек на колесах", при его наличии развертывание станции занимает 30 - 40 минут. Если же автономного энергопитания нет, то приходится подключаться к сельской электропроводке, которая иногда просто не выдерживает нагрузки станции, сетует Иванов. "Окупить системы с тарелкой на крыше, которые есть у центральных каналов, региональные компании не в силах", - говорит он.

Источник: Ведомости