18.06.2003

"Кинотавр" закрылся



Итоги четырнадцатого "Кинотавра" оказались абсолютно неожиданными: жюри под руководством Валерия Тодоровского отдало главный приз, "Золотую розу", фильму дебютанта Геннадия Сидорова "Старухи".

Неприятно об этом вспоминать, но в кулуарах «Кинотавр» часто называют образцом коррумпированности российского кино - мол, призы дают не за реальные, а за прошлые заслуги. Может, и не в коррупции дело, а в знаменитом русском безрыбье: так или иначе, на сей раз традиция награждения неталантливых работ именитых мастеров прервана. За это следует сказать спасибо председателю жюри Валерию Тодоровскому, одному из самых ярких отечественных режиссеров и продюсеров. Как полагается, победу одержало не «зрительское», а авторское кино.

Главную награду фестиваля, «Золотую розу», отдали фильму, который критики в один голос называли или лучшей картиной, или центральным открытием фестиваля: «Старухам» дебютанта Геннадия Сидорова. Имя автора мало известно публике, как и имена большинства актеров, то есть в данном случае мы имеем дело с честным и неконъюнктурным вердиктом. Сидоров, сорокалетний уроженец города Фрунзе, отучился во ВГИКе и после дипломной картины работал как продюсер Ларисы Садиловой. «Старухи» рассказывают о повседневном быте пожилых людей, а снимался он в сусанинском крае (вот уж где говорящее название). Картина получила не только основной трофей, но и награду за лучший дебют, что еще раз свидетельствует о бескомпромиссном выборе жюри, не старавшегося «благоразумно» распределить призы. Ведь ничего не досталось фильмам Эльдара Рязанова, Александра Галина, Светланы Дружининой, Александра Хвана.

«Геронтофилические» пристрастия жюри подтвердил и приз за лучшую женскую роль, который был отдан фильму Лидии Бобровой «Бабуся» - впрочем, не исполнительнице главной роли, а сыгравшей в этой современной вариации «Короля Лира» театральной актрисе Ольге Онищенко, более известной по спектаклям Романа Виктюка. Приз за лучшую мужскую роль был поделен между Камилем Тукаевым, Алексеем Шляминым и Леонидом Окуневым, тремя актерами фильма «Правда о щелпах» (вторая после «Змея» полнометражная работа Алексея Мурадова - отважного защитника авторского кино перед лицом всесильной коммерции). Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку отошел патриарху российского саундтрека Андрею Петрову за «Бедного, бедного Павла».

Но лучшими фильмами фестиваля помимо «Старух» были все же признаны другие картины. Гран-при - то есть второе место - был отдан «Шику» талантливого счастливчика Бахтияра Худойназарова. Не случайно именно эта ностальгическая сказка о трех друзьях из курортного городка (чем не Сочи?), мечтающих о шикарном костюме, была отобрана для участия в программе Берлинского фестиваля: теперь картине воздали должное российские знатоки. Увы, «Шик» уже прошел в прокате, и награда «Кинотавра» практически никак не может повлиять на его дальнейшую судьбу. Нельзя сказать того же о третьем фильме-победителе. «Магнитные бури» - новая совместная работа сценариста Александра Миндадзе и режиссера Вадима Абдрашитова - принесла сразу две награды: первому из соавторов - приз имени Григория Горина, а второму - и вовсе спецприз жюри с формулировкой «за виртуозный сплав реализма и метафоры». Фильм - лав-стори из жизни маленького провинциального городка, поглощенного войной между двумя директорами местного завода; здесь с успехом эксплуатируется давно освоенная Абдрашитовым и Миндадзе техника мистического преломления вполне житейской фактуры.

Теперь начинается самое интересное: проверка значимости «Кинотавра» реальностью. Когда и как выйдут в прокат «Старухи» и «Магнитные бури», согласятся ли их показывать престижные кинотеатры, пойдет ли их смотреть публика? Ответы на все вопросы даст наступающий киносезон.

Источник: Газета