11.06.2003

Выход к морю. Нашла Новосибирская область для экспорта зерна



Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) заключил контракт с "Сибсельмашем" на изготовление оборудования для зернового терминала во Владивостоке. Участие в финансировании терминала примет ГУП "Новосибирская продовольственная корпорация", которое надеется таким образом увеличить объем экспорта зерна. Аналитики сомневаются в целесообразности инвестиций в подобные проекты в настоящее время.
Пропускная мощность строящегося терминала - 1,5 млн т. Соинвестором проекта выступает Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) , который в дальнейшем и будет его эксплуатировать. Экспортные поставки зерна будут ориентированы в первую очередь на Юго-Восточную Азию. В прошлом году Новосибирская область собрала 3 млн т пшеницы, за пределы региона продала 500 000 т зерна, из них на экспорт пришлось 30 000 т.

Высокие урожаи зерна в последние два года в Новосибирской области (3,8 млн т и 3 млн т) заставили администрацию области искать новые рынки сбыта. В сентябре было объявлено о планах построить на Дальнем Востоке зерновой терминал для продажи на экспорт. Как стало известно, в середине мая "Сибсельмаш" и Владивостокский морской торговый порт подписали контракт по строительству терминала в порту общей стоимостью $4,5 - 5 млн. Как сообщил гендиректор "Сибсельмаша" Василий Юрченко, по контракту строительство и монтаж оборудования терминала планируется завершить в июле 2004 г. Завод изготовит металлоконструкции и 19 единиц конвейерного транспорта для зернового терминала, а также будет выполнять функции генерального подрядчика. Финансирование проекта, по словам Юрченко, будет равнодолевым (за счет средств порта и областной администрации). По словам представителя Новосибирской продкорпорации, оператором проекта от администрации области будет выступать НПК, поскольку напрямую бюджет не может вести финансирование коммерческих проектов.

Представитель ВМТП сообщил, что терминал будет включать складской комплекс, позволяющий единовременно хранить 30 000 т зерна: "Это первый специализированный зерновой терминал в составе нашего предприятия. Но несколько пробных партий зерна на экспорт уже обрабатывали".

По мнению первого заместителя НПК Александра Теплякова, администрация области, как инициатор проекта, получит гарантированный канал сбыта: "Уже есть конкретные и долгосрочные договоренности. Например, Вьетнам готов с нами вплотную работать. Речь идет о десятках тысяч тонн". По словам Теплякова, оператором этих сделок может стать американский трейдер Cargill, переговоры с которым продолжаются. "Cargill предлагал нам контракт на 1,5 млн т в год, но область не способна столько продавать. Думаю, мы все же будем вместе работать, но в меньших объемах", - сказал он. По мнению представителя НПК, сельхозпредприятия области получат возможность льготного обслуживания. "Рыночная цена разгрузки-погрузки тонны зерна - $8 - 9. Нашим предприятиям эти услуги будут обходиться в $3 - 4", - говорит Тепляков. Возможный объем экспорта в этом году Тепляков прогнозировать не берется - сложно предположить, каким будет урожай, и общая ситуация на рынке нестабильна. Источник в НПК в число потенциальных покупателей новосибирского зерна включает и Канаду: "Канаде интересен фураж, так как она специализируется на высококачественном зерне, и собственного кормового ей не хватает". Тепляков говорит, что предложений от канадской стороны пока не поступало.

Представители Cargill отказались комментировать планы сотрудничества с администрацией Новосибирской области.

Заместитель начальника управления сельского хозяйства администрации Алтайского края Иван Лоор говорит, что представители Новосибирской области предлагали поучаствовать в строительстве терминала, но в итоге решили реализовывать проект самостоятельно: "Мы, очевидно, будем участвовать как один из поставщиков зерна. Терминал позволит перерабатывать большие объемы, одна Новосибирская область его не загрузит. Вообще, Алтайский край способен поставлять до 3 млн т зерна на внешние рынки, но мы больше заинтересованы в поставках переработанного сырья в виде муки, чтобы загрузить местных переработчиков".

Председатель совета директоров Сибирской хлебной корпорации Дмитрий Терешков считает, что идея выхода на внешние рынки выглядит очень красиво, но реализация может быть сопряжена с рядом трудностей: "Основная из них - инфраструктурная. Расстояние до терминала очень большое, к тому же железная дорога не всегда оперативно справляется с перевалкой грузов в таких объемах. Я полагаю, что следовало бы сначала плотнее заняться сбытом внутри области и в близлежащих регионах, а потом уже думать об экспорте". В случае введения 20% -ных экспортных пошлин, которые сейчас обсуждаются в правительстве, рентабельность проекта, по оценкам Терешкова, может приблизиться к нулю.

Исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов считает, что при отмене 50% -ных скидок на железнодорожные перевозки зерна и учитывая нынешние высокие внутренние цены на зерно, ориентация Новосибирской области на экспорт выглядит малоперспективной: "По нашим прогнозам, в этом году Россия будет больше ввозить, чем вывозить. Обращавшимся к нам за консультациями клиентам мы рекомендовали не вкладываться в экспортные терминалы".

Источник: Ведомости