03.06.2003

Началось отлучение канала ТВС от кабельных сетей Москвы



Вчера началось поэтапное отключение вещания канала ТВС через кабельные сети Москвы. Генеральный директор "Мостелекома" Александр Махонов заявил, что отключение будет "поэтапным", а решение московских властей назвал "чисто хозяйственным". Главный редактор ТВС Евгений Киселев считает, что московские власти творят в отношении ТВС беззаконие и занимаются рэкетом. Акционеры ТВС – крупные российские предприниматели – в спор "хозяйствующих субъектов" не вмешиваются. Что неудивительно: на канале царит безвластие, и пока не ясно, какая из двух групп акционеров – Анатолия Чубайса или Олега Дерипаски – останется владельцем канала. С подробностями – АРИНА Ъ-БОРОДИНА, ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ.

           ОАО "Мостелеком" – крупнейший в Москве оператор кабельного телевидения, обслуживающий 3,2 млн абонентов. 100% акций компании принадлежит правительству Москвы. Впервые об угрозе отключения канала ТВС от кабельных сетей города в случае отказа от оплаты услуг "Мостелекома" 15 апреля заявил министр правительства Москвы Александр Музыкантский. 26 мая пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой выступил с резким заявлением в адрес ТВС, пригрозив отключить канал с 1 июня.

       Московские власти выполнили свою угрозу в отношении канала ТВС, который в последние месяцы находится в глубоком финансовом и кадровом кризисе. "Прекращение вещания ТВС в кабельных сетях города начато 2 июня,– заявил Ъ генеральный директор ОАО 'Мостелеком' Александр Махонов.– В ближайшее время оно будет прекращено во всех районах Москвы, но произойдет это не мгновенно". При этом глава "Мостелекома" отметил, что ТВС не будет транслироваться по кабельным сетям, но телезрители смогут получать сигнал с эфира. Однако это мало что меняет: через кабельные сети сигнал ТВС получает больше 70% населения Москвы (в первую очередь "спальные" районы – в частности, вчера вещание было отключено в Южном округе).

       В "Мостелекоме" не объясняют, почему вещание ТВС будет отключаться "поэтапно", а не одновременно везде. Участники рынка кабельного телевидения объясняют это так: "Архитектура кабельной сети 'Мостелекома' такова, что моментально прекратить трансляцию командой с единого диспетчерского пункта не получится. Сигнал распределяется 'Мостелекомом' по районам Москвы более чем через 2000 головных станций. Чтобы отключить вещание ТВС, специалисты компании должны провести определенные мероприятия на каждой из них".

       Господин Махонов вчера заявил, что в решении московских властей "нет никакой политики – это чисто хозяйственное решение". По его словам, решение об отключении ТВС связано с нежеланием акционеров канала оплачивать расходы "Мостелекома" в размере $8 млн. Гендиректор Махонов отметил, что его организация предлагала ТВС разные схемы реструктуризации долга, но акционеры ТВС отказались с ней сотрудничать. Гендиректор "Медиа-социума" (учредитель ТВС) Олег Киселев считает, что условия "Мостелекома" "кабальные", и неоднократно заявлял о своем намерении оспаривать их правомочность в суде. Главный редактор ТВС Евгений Киселев вчера был еще более категоричен в оценках действий "Мостелекома" и в интервью Ъ решение о начале отключения ТВС назвал "беззаконием и рэкетом".

       Любопытно, что господин Махонов, объясняя действия "Мостелекома", в качестве примера привел действия РАО ЕЭС: "РАО ЕЭС, один из акционеров телеканала, практикует отключение потребителя за неуплату. Так и мы будем в связи с тем, что акционеры ТВС не оплачивают нам наши услуги, постепенно отключать по округам вещание телеканала".

       Несмотря на то что РАО ЕЭС не является акционером ТВС, а в качестве физического лица в число владельцев канала входит председатель правления РАО Анатолий Чубайс, намек гендиректора "Мостелекома" был явно не случаен: известно, что у господина Чубайса и мэра Москвы Юрия Лужкова исторически сложились напряженные личные отношения. Глава "Мостелекома", таким образом, дал понять, что, отключая вещание ТВС, господин Лужков решил поквитаться с господином Чубайсом.

       Есть еще одна версия того, почему "Мостелеком" так оперативно стал претворять в жизнь свои угрозы. Один из руководителей государственной медиаструктуры на условиях анонимности сказал корреспонденту Ъ, что "Мостелекому", для того чтобы запустить 12 июня общефедеральный канал "Спорт", возможно, понадобятся дополнительные мощности (первые зрители – московские – увидят спортивный канал именно благодаря кабельным сетям) и средства. Времени для запуска нового канала осталось мало, и, по мнению собеседника Ъ, чтобы не срывать запуск эфира "социально значимого канала" (московские власти являются соучредителями канала "Спорт") проще отключить какой-то из действующих каналов, чем разрабатывать новые мощности. В ситуации с ТВС у "Мостелекома" появился формальный повод сделать это.

       Впрочем, Александр Махонов на вопрос Ъ, связано ли отключение ТВС с запуском "Спорта", ответил так: "Я впервые слышу об этом от вас. Мы не встречались с руководством нового канала, и никаких переговоров по поводу его ретрансляции пока вообще не велось". Отметим, однако, что сразу после объявления о создании канала "Спорт" представители ВГТРК заявляли, что основным вложением московских властей в работу канала будет предоставление кабельных сетей города.

       Вчера ни один из акционеров канала ТВС не сделал никаких заявлений по поводу происходящего с их собственностью. Что неудивительно: на канале царит безвластие и пока неясно, какая из двух групп акционеров – Анатолия Чубайса или владельца "Базового элемента" Олега Дерипаски – станет единоличным владельцем ТВС. Этот вопрос не может решиться уже почти две недели. По информации Ъ, в пятницу господин Чубайс вновь попросил отсрочку и заявил господину Дерипаске, что о своем окончательном решении – покупать акции у "группы Дерипаски" или продавать ей свои – он объявит до 00 часов вторника. "Посмотрим, кто из нас останется, тогда и будем решать, что делать с 'Мостелекомом'",– заявил Ъ на условиях анонимности один из акционеров.

    Рейтинг – как у лидера, доходы – как у аутсайдера

ТВС – парадоксальное явление на рекламном рынке. С одной стороны, по данным агентства Gallup Ad Fact, канал имел довольно высокий рейтинг, который стабильно рос. В целом по России в прошлом году ТВС шел на пятом месте (впереди были ОРТ, РТР, НТВ и СТС), а в Москве, по данным на конец марта,– на четвертом, опережая СТС. С другой стороны, по экспертным оценкам, рекламные доходы ТВС были несопоставимы с доходами других лидеров. Например, в 2002 году ОРТ заработало около $290 млн, РТР – $190 млн, НТВ – $160 млн, СТС – $55 млн. Доходы ТВС за шесть месяцев с начала работы канала составили всего около $11 млн. Примерно треть этой суммы была собрана на московском рынке.

Оценивая дальнейшее развитие событий, участники рекламного рынка расходятся во мнении. "Я не думаю, что сейчас начнется массовый исход рекламодателей с канала: слишком многое, в частности отсутствие официальной процедуры банкротства, говорит за то, что ситуация вскоре должна разрешиться в пользу одной из борющихся за канал группировок",– говорит генеральный директор компании Navigator DDB Сергей Кривоногов. "Это может привести к обвальному уходу рекламодателей с канала,– считает начальник информационно-аналитического отдела группы компаний 'Видео Интернешнл' Виктор Коломиец.– Канал потеряет свое лицо. Отток рекламных бюджетов произойдет вне зависимости от того, какую часть аудитории потеряет ТВС из-за отключений".

Зато в другом эксперты едины: даже если канал полностью отключат в Москве, потери рекламодателей не будут велики. В крупных рекламных агентствах понимают, что ТВС находится в зоне риска, и уже несколько месяцев не делают предоплат рекламного времени на большие сроки.

"Они ведут себя, как шакалы"

Решение "Мостелекома" начать поэтапное отключение ТВС в столице главный редактор ТВС ЕВГЕНИЙ КИСЕЛЕВ считает беззаконием, а представителей московских властей в интервью АРИНЕ Ъ-БОРОДИНОЙ назвал рэкетирами.

– Ваше отношение к тому, что вещание ТВС в Москве уже начали отключать?

– Эта история за пределами правового поля. Представители московских властей ведут себя просто как бандиты, как рэкетиры.

– В чем именно заключается рэкет со стороны "Мостелекома"?

– Раньше канал ТВ-6 (именно его место в кабеле сейчас занимает ТВС.– Ъ) распространялся в городской кабельной сети в обязательном порядке, как это сейчас происходит с "Первым каналом", "Россией", НТВ, "Культурой", ТВЦ и "ТВ-Столицей". Ну раз решили, что нужно заключить каналу ТВС договор с оператором связи, давайте заключим. "Мостелеком" присылает нам проекты договора по обеспечению телевизионного сигнала и соглашения о распространении телепрограмм по городским кабельным сетям. Нас эти соглашения не устраивают. На наш взгляд, договоры кабальные. Есть закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", там черным по белому написано: запрещается навязывать контрагенту – в данном случае, нам – условия договора, для него невыгодные или к предмету договора не относящиеся. В том числе запрещается выдвигать необоснованные требования передачи финансовых средств. А в данном случае происходит ровно это – нам предлагают заплатить $8 млн.

– А почему вы считаете, что "Мостелеком" выдвигает кабальные условия?

– С нашей точки зрения, "Мостелеком", являясь монополистом на рынке, заламывает необоснованно высокие цены. Мы же говорим: вы обоснуйте свои требования. А нам говорят: платите. Это напоминает выбивание отката, с нас хотят его получить просто за то, чтобы мы распространялись в сети. При этом предметом первого договора является услуга, которая называется "обеспечение возможности распределения телесигнала путем подтверждения параметров сигнала требованием ГОСТа". "Мостелеком" прислал нам письмо, из которого вытекает, что эта услуга связана с комплексом работ, обеспечивающих техническую возможность приема сигнала из эфира с его последующим распределением в кабельных сетях. Однако обеспечение технической возможности оказания таких услуг является обязанностью "Мостелекома" – в соответствии с выданной ему лицензией. Никаких дополнительных услуг, помимо трансляции программ в кабельных сетях города, в лицензии, которая выдана Минсвязи "Мостелекому", не предусмотрено. Поэтому требование заключить отдельный договор на такую дополнительную услугу и оплатить ее не соответствует лицензии Минсвязи. В представленных "Мостелекомом" договорах есть еще масса несоответствий законодательству.

– То есть платить $8 млн "Мостелекому" вы не станете?

– Если бы мы подписали эти два договора и взяли на себя эти обязательства, тогда бы мы могли считаться должниками. А пока что с нас просто выбивают откат. Мы готовы на коммерческих условиях сотрудничать с "Мостелекомом" и подписать договоры, соответствующие законодательству и лицензии.

– Вы согласны с заявлением гендиректора "Мостелекома" Александра Махонова, который говорит, что это не политический, а чисто хозяйственный спор?.

– Я не думаю, что здесь политика. Скорее философия – они ведут себя, как шакалы. Почувствовали, что у компании много проблем, что мы сейчас не в лучшей форме, и накинулись.

– Так как вы будете решать вопрос с учетом того, что поэтапное отключение уже началось?

– То, что сейчас происходит,– это беззаконие. Мы писали письма Лужкову (мэр Москвы.–Ъ), Музыкантскому (министр правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политическим связям.–Ъ). Писали Махонову – письмо осталось без ответа. Евгений Примаков, Аркадий Вольский и Олег Киселев от лица "Медиа-социума" написали на прошлой неделе письмо Лужкову с предложением встретиться и обсудить вопросы, связанные с урегулированием этого спора. Ответа пока не было. Или то, что произошло вчера, можно считать ответом? Почему так произошло? Видно, в благодарность за все хорошее, что раньше для мэра делали некоторые из перечисленных людей.


Источник: Коммерсант