02.06.2003

Продукты от Вексельберга. "Ренова" купила пивной завод и строит мясной холдинг



Виктор Вексельберг решил заняться продовольственным бизнесом. Как стало известно "Ведомостям", принадлежащая ему инвестиционная компания "Ренова" получила контроль над крупнейшим пивным заводом Восточной Сибири. Но наиболее перспективным направлением для инвестиций Вексельберг считает мясную промышленность, где принадлежащая ему компания "Ренова-Продукт" намерена создать крупный мясной холдинг.
Как рассказал "Ведомостям" директор "Реновы" по управлению проектами и правовыми вопросами Кирилл Комаров, группа компаний, которыми на паритетных началах владеют "Ренова" и председатель совета директоров ЗАО "Иркутскпищепром" Андрей Даев, консолидировала 64% акций предприятия. При этом партнеры заключили соглашение о том, что Даев будет действовать в интересах "Реновы". Таким образом, компания Виктора Вексельберга контролирует иркутский продовольственный холдинг, говорит Комаров.

Стороны не раскрывают сумму сделки. Аналитик ОФГ Алексей Кривошапко оценивает стоимость иркутского комбината в $30 млн.

В "Иркутскпищепром" входят 15 предприятий пищевой промышленности, крупнейшим из которых является Иркутский пивобезалкогольный комбинат. В 2002 г. он произвел 7 млн дал пива, а его доля на рынке Сибири, по оценке ОФГ, составляет 7% , в Восточной Сибири - 17%. По данным иркутской компании "ПИВКо", продукция комбината занимает 3-е место в регионе по популярности, уступая BBH и "Пивоварням "Москва-Эфес".

Даев заявил "Ведомостям", что именно он предложил "Ренове" инвестировать в "Иркутскпищепром". Полтора года назад он унаследовал блокпакет акций предприятия своего отца Владимира Даева, долгие годы возглавлявшего пивзавод. После этого Андрей Даев сам занял пост гендиректора, но посчитал, что не справится с управлением в одиночку. "Мы начали терять долю на рынке, и возникла необходимость в инвесторе", - объясняет Даев.

По его словам, сейчас до половины произведенного заводом пива приходится на дешевый брэнд "Жигулевское", но предприятие планирует начать розлив пива в сегменте премиум. "Мы уверенно удерживаем региональный рынок за счет демпинга, но с ростом доходов потребителей хотим укрепиться и в премиальном сегменте", - объясняет он. Представители "Реновы" не комментируют дальнейшее развитие предприятия и предполагаемый объем инвестиций, поскольку бизнес-план еще не готов.

Однако аналитики считают, что "Ренова" приобрела "Иркутскпищепром" для последующей перепродажи. Аналитик "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина полагает, что "Ренова" избавится от них, как только "все подправит". По мнению Андрея Иванова из "Тройки Диалог ", завод будет продан не позже чем через три-четыре года: "Строить собственный пивной холдинг уже поздно, а целью покупки "Реновы" активов компании, скорее всего, является их будущая перепродажа профильному производителю. Консолидация в пивной отрасли будет ускоряться, и в ближайшие два-три года мы увидим активную скупку оставшихся независимых компаний, у которых есть брэнд и нормальная система дистрибьюции".

Представители "Реновы" утверждают, что пришли в пивную отрасль всерьез и надолго. "Мы активно работаем в пищевой отрасли, и пивоварение выглядит довольно перспективно", - говорит сотрудник "Реновы".

Однако одним пивным рынком интересы Вексельберга не ограничиваются. Наибольший интерес у него вызывает мясной рынок.

"У нас есть компания "Ренова-Продукт", которая постепенно концентрирует у себя мясоперерабатывающие мощности, птицу, производство продуктов питания и т. д. Постепенно мы надеемся построить что-то значимое", - рассказал Вексельберг "Ведомостям". Он считает потребительский рынок сейчас наиболее перспективным направлением для вложения капитала.

Менеджер пищевого направления "Реновы" Андрей Пашковский оценивает рентабельность мясоперерабатывающих производств "Реновы" в 25 - 40%. Сейчас "Ренова" владеет Брянским мясокомбинатом и Староминским мясоптицекомбинатом, в который входит птицефабрика (Краснодарский край). Помимо этого "Ренове" принадлежит и розница - более 10 фирменных магазинов "Брянское мясо" и магазины в Краснодарском крае.

Стратегия "Реновы" в пищевой отрасли - построение вертикально-интегрированного агрохолдинга, говорит Пашковский.

Большинство мясопереработчиков зависят от импортного сырья, говорит первый заместитель гендиректора "Реновы" Александр Либеров. Поэтому он видит задачу в том, чтобы замкнуть технологическую цепочку производство сырья - изготовление продукции - сбыт, "как [это сделано] у нас в тяжелой индустрии, где сырьевая база и производство - все внутри России". По его словам, дальнейшими шагами компании станет приобретение птицефабрик и птицекомбинатов. Однако сумму, которую "Ренова" готова потратить на эти проекты, он назвать отказался.

Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает, что "Ренова" с ее деньгами вполне может купить несколько крупных мясных предприятий в регионах и стать крупным игроком на мясном рынке: "Наиболее логичный путь - купить в регионе среднее предприятие, на его базе выстроить брэнд и производство, а потом развиваться дальше". А президент Мясного союза Мушег Мамиконян считает, что "Ренова" опоздала: "Остальные участники рынка "Агрос", "Микоян", "Черкизовский", "Планета" уже скупили все, что было доступно, а чтобы развить производство до 0,1% от того, что производит сейчас "Микоян", понадобится не менее трех лет". А директор по стратегическому маркетингу мясного направления группы "Планета" Константин Длуцкий не считает, что мясной рынок заполнен: на нем нет сильных национальных брэндов и поэтому неощутима конкуренция.

Источник: Ведомости