02.06.2003

Плацдарм для наступления. "Балтика" строит логистический центр в Новосибирске



Пивоваренная компания "Балтика" объявила о запуске в июне нового логистического терминала в Новосибирске. Также планируется увеличить на 40% штат филиала. Эти шаги - элемент новой системы региональной дистрибьюции компании. Представители "Балтики" в Новосибирске уверяют, что в результате смогут увеличить продажи пива в регионе на треть.
Тройка лидеров на новосибирском пивном рынке представлена SUN Interbrew (около 34% рынка) , "Балтикой" (18 - 20% ) и "ВИНАПом" (10 - 12% ). Объем продаж по области в 2002 г. составил более 13 млн дал. Среднемесячная реализация "Балтики" - 270 000 дал пива. По итогам I квартала 2003 г. продажи "Балтики" по стране упали на 10%. Компания считает это временным явлением, вызванным изменениями в системе продаж по всей стране.

Сейчас "Балтика" строит пять терминалов - в Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе, Лермонтове и Нижнем Новгороде. Новосибирский терминал будет закончен в середине июня, сообщили в пресс-службе компании. Инвестиции составят около $4 млн. Около 70% средств пошло на строительные работы, остальное - на оборудование и его монтаж, сообщил руководитель сбытового подразделения по Новосибирску Антон Родионов. Также реконструированы старые железнодорожные пути протяженностью около 0,5 км и построена одна новая ветка на 300 м.

Площадь терминала составляет 9000 кв. м, пропускная способность - 700 000 дал в месяц. Терминал оборудован подъездными путями, системой погрузки пива, в нем будет поддерживаться оптимальный температурный режим. По словам Родионова, открытие терминала решит главную проблему: "Действовавший до сих пор принцип поставок под конкретные заявки оптовиков не обеспечивал бесперебойных поставок. Терминал позволит предлагать всю номенклатуру сразу и в достаточных объемах".

Появление терминала - не единственное изменение в сбытовой политике новосибирской "Балтики". Как говорит Родионов, сейчас идет процесс формирования новой системы продаж: "Мы набираем новых менеджеров, штат вырастет примерно на 40%. Анализируем ситуацию на рынке и разрабатываем стратегию продаж. В ближайших планах - оптимизация взаимодействия с дистрибьюторами и оптовиками, решения по ассортименту. Сейчас два явных лидера среди нашей продукции - "Балтика N 3" и "Балтика N 9", остальные позиции представлены хуже". В следующем году "Балтика" намерена активнее заняться наладкой сбыта в районные центры области. По оценке Родионова, этот комплекс мер позволит увеличить продажи в Новосибирской области примерно в 1,5 раза и довести долю на рынке до 25%. В пресс-службе головного офиса дают более скоромные оценки: доля на рынке не превысит 22%.

Директор по торговому маркетингу и дистрибьюции компании "Ютлэнд" (дистрибьютор "Балтики" и SUN Interbrew) Сергей Кузнецов положительно оценивает появление терминала в Новосибирске: "Мы бы уже сейчас могли продавать "Балтики" процентов на 30 больше, но продукции часто не хватает. Терминал и технологически намного удобнее: освободятся наши складские помещения, быстрее будет происходить отгрузка, брак, который раньше из вагонов попадал к нам, будет отсеиваться в терминале".

Заместитель генерального директора по коммерции "ВИНАПа" Андрей Журавлев согласен с тем, что запуск терминала позволит оптимизировать продажи, но сомневается в реальности планов по столь значительному увеличению доли рынка: "У "Балтики" иногда не хватает продукции, что особенно актуально в летний период. Также это сократит транспортные издержки. Однако я не думаю, что следует ожидать столь значительного увеличения доли на рынке". Долю "ВИНАПа" Журавлев оценивает в 10 - 12% и полагает, что с запуском завода Sobol beer [его открытие запланировано на начало августа] "ВИНАП" увеличит свое присутствие на рынке приблизительно на 10%.

Аналитик из GfK Сергей Яшко считает, что строительство терминала - естественный шаг для усиления позиций в регионах: "Компании, не имеющие собственных производственных площадок в регионах, строят терминалы. Вместе с налаживанием сбытовой политики это должно привести к росту объема продаж, однако следует иметь в виду, что пивной рынок сейчас находится в некоторой стагнации и увеличивать долю придется в основном за счет "отбирания" долей производителей, а не за счет роста потребления. Причем скорее всего за счет долей местных производителей, так как у национальных марок больше ресурсов".

Источник: Ведомости