30.05.2003

IKEA открывает автосалон. Первый за всю историю компании



Шведская IKEA собирается открыть в подмосковном центре "Мега" свой первый в мире автосалон под названием "АвтоМолл". Он будет мультибрэндовым и станет одним из крупнейших в России по площади. По словам топ-менеджеров "Меги", уже заключены договоры аренды с продавцами Citroen и Volvo. А также Audi, Opel и Saab, российские эксклюзивные дистрибьюторы которых заявили, что не давали на это добро.
Группа IKEA во многих странах строит огромные торгово-развлекательные мегацентры, куда приглашает различных арендаторов. В России первый такой центр площадью 200 000 кв. м стоимостью $250 млн, открылся полтора года назад. Он расположен в поселке Коммунарка в Подмосковье. В комплексе около 250 арендаторов, которым приходится платить от $350 до $3000 за 1 кв. м в год.

Открыть на территории "Меги" мультибрэндовый автосалон и техцентр "АвтоМолл" общей площадью 7100 кв. м IKEA хочет в августе. Как утверждает гендиректор IKEA Russia Леннарт Дальгрен, он будет одним из самых больших в России. По его словам, IKEA еще нигде в мире не выделяла площади в своих торгцентрах под торговлю автомобилями, так что российский опыт будет первым.

Руководитель проекта "Мега" Питер Одлунд сообщил, что салон будет рассчитан в основном на марки средней ценовой категории, и что уже заключены договоры аренды с компаниями, которые будут торговать на территории "АвтоМолла". Топ-менеджеры "Меги" отказались сообщить "Ведомостям", с какими компаниями подписаны договоры. Питер Одлунд сообщил только, что речь идет об иномарках, и назвал брэнды: Audi, Citroen, Opel, Saab и Volvo. А Леннарт Дальгрен в беседе с "Ведомостями" подчеркнул, что планируется подписать договоры и с продавцами отечественных машин, тоже не уточнив, с кем именно.

Как говорит Сергей Алексейчук, член правления крупнейшего розничного продавца машин в столице - компании "Автомир", принадлежащий его компании торгово-технический комплекс на Ярославском шоссе занимает площадь в 9500 кв. м, сравнимый по площадям комплекс есть у "Рольфа". Сопоставим по размеру техцентр "Кунцево-Авто". А самый большой автосалон московского региона "Инком-Лада" занимает 20 000 кв. м. на 31 км МКАД.

Алексейчук рассказывает, что его компания получала от "Меги" предложение участвовать в этом проекте, но отклонила его: дело в том, что расценки на аренду в "Меге" в несколько раз превышали стоимость стандартных площадей по продаже иномарок в Москве (по информации "Ведомостей", площади в "Меге" предлагались в аренду по $250 - 300 за кв. м в год). "Бизнес по продаже автомобилей не настолько рентабельный, чтоб окупить такие расходы", - утверждает Алексейчук. По его мнению, помимо всего прочего в "Меге" вряд ли будет много клиентов, приехавших специально с целью купить автомобиль. "Производителям иномарок, возможно, имеет смысл в презентационных целях арендовать 300 - 500 кв. м, поставить на них несколько машин", - говорит Алексейчук.

Кроме того, у "АвтоМолла" могут возникнуть серьезные проблемы с некоторыми официальными представителями компаний-производителей. Если сотрудники представительств Citroen, Volvo и ЗАО "ДаймлерКрайслер Автомобили Рус" подтвердили "Ведомостям", что уже заключили или намереваются заключить договоры с "Мегой", то эксклюзивные дистрибьюторы в России General Motors (марки Opel и Saab) и Audi удивлены известию о том, что продукция их компаний будет продаваться в "Меге".

"Невозможно, чтобы в торговом центре "Мега" продавались марки Opel и Saab, поскольку нас никто в известность об этом не поставил, - заявил "Ведомостям" директор по маркетингу московского офиса GM Павел Видал. - Мы являемся эксклюзивным дистрибьютором этих марок в России. Ни один дилер не вправе открывать в России новый пункт продажи и заключать с кем-либо договор аренды без нашего ведома". Видал говорит, что если ситуация не изменится, торговля машинами Opel и Saab станет неофициальной и его компания предпримет в отношении нарушителей меры, предусмотренные законом.

"Пока работа в автоцентре "Мега" не входит в наши интересы, - сообщила "Ведомостям" PR-менеджер официального представительства Audi в России Анна Степанова. - Ни мы, ни наши дилеры не будут арендовать площади под торговлю Audu в "Меге", поскольку с нами [официальным представительством] никаких переговоров по этому поводу не велось. А нами определяются места продажи автомобилей марки Audi". По словам Степановой, продажи автомобилей Audi осуществляются исключительно в специализированных салонах и шоу-румах концерна.

Представители IKEA утверждают, что никаких нарушений при заключении договоров с автодилерами допущено не было.

Источник: Ведомости