27.05.2003

В "Меге" сменилось руководство. Новый директор столкнется со старыми проблемами



Крупнейший в Восточной Европе торговый центр "Мега", построенный на юго-западе Москвы шведской компанией IKEA, сменил топ-менеджмент. Новому руководству придется общаться с арендаторами, обеспокоенными тем, что объемы продаж обманывают их ожидания.
Общая площадь принадлежащего шведской IKEA торгового центра "Мега" составляет около 200 000 кв. м. Здесь расположены магазины и кафе 250 арендаторов, заплативших от $350 до $3000 за 1 кв. м в год. В августе откроется 11-зальный кинотеатр. IKEA вложила в строительство "Меги" более $250 млн.

Как стало известно "Ведомостям", в мае свои посты покинули директор торгового центра "Мега" Джефф Кершо и директор по маркетингу Том Ланг. "Менеджеры "Меги" плохо работали, и мы были вынуждены попросить их оставить компанию", - сказал "Ведомостям" гендиректор IKEA Russia Леннарт Дальгрен. Сотрудники IKEA должны подходить к работе с энтузиазмом, которого у этих менеджеров не наблюдалось, утверждает Дальгрен. Одной из основных ошибок уволенных менеджеров Дальгрен называет неготовность парковок на южной стороне комплекса. "В выходные толпы народу, настоящий хаос", - сокрушается Дальгрен. С Джеффом Кершо и Томом Ланге вчера "Ведомостям" связаться не удалось.

Ошибки предстоит исправлять новому директору комплекса - шведу Ларсу Гарво. Хотя Дальгрен уверяет, что никаких существенных изменений в работе центра не будет, арендаторы надеются на иное. По их мнению, "Меге" нужно способствовать привлечению покупателей, количество которых пока обманывает ожидания арендаторов.

Директор одного из обувных магазинов в "Меге" рассказал "Ведомостям", что сейчас около 20 компаний готовят письмо к руководству комплекса с предложениями пересмотреть ставки арендной платы и впредь устанавливать их на основе процента с оборота арендатора. Аргументируют они свою просьбу тем, что до обещанной "Мегой" посещаемости в 80 000 посетителей в день еще очень далеко, а те покупатели, которые есть, сталкиваются с массой недочетов: редко ходят маршрутки от метро, недостаточно мест для парковки, нет путеводителя по центру, неясен принцип расположения магазинов (обувь продается рядом с книгами и т. д. ).

Арендаторы недовольны тем, что большинство посетителей приезжают в "Мегу" за развлечениями, а не за покупками, говорит Сергей Манукян, директор по стратегическому развитию парфюмерно-косметической сети Douglas-Rivoli, отрывшей в "Меге" два магазина на площади более 1200 кв. м. Манукян видит причину этого явления в выбранной прежним руководством маркетинговой стратегии, по которой центр позиционировался в первую очередь как развлекательный.

"Имея печальный опыт работы в первой "Меге", мы стали сомневаться, нужно ли нам быть во второй", - говорит Манукян. Однако неделю назад новый директор "Меги" Ларс Гарво провел собрание для арендаторов и рассказал им о новой концепции, предполагающей, что "Мега" будет рекламироваться как лучшее место для семейного шопинга. (Название "торгово-развлекательный центр" "Мега" поменяет на "семейный торговый центр". ) Теперь в Douglas-Rivoli для принятия окончательного решения в отношении "Меги-2" ждут результатов этого маркетингового плана.

Леонид Страхов, директор по розничным продажам компании "Спортмастер", также отмечает, что в "Меге" пока много посетителей, не планирующих делать покупки. "Спортмастер" в "Меге", занимающий 2000 кв. м, не показывает выдающихся результатов по сравнению с другими магазинами сети. Например, его оборот в 1,5 раза меньше, чем в "Спортмастере" на Дмитровском шоссе площадью 1400 кв. м. Страхов говорит, что "Спортмастер" обсуждал перспективы развития "Меги" с руководством торгового центра, которое заявило о намерении исправить существующие недостатки.

Директор по маркетингу крупной сети женского белья оценивает количество посетителей как "среднее". "Хотелось бы лучше, особенно в выходные", - отмечает он.

Однако специалисты в области недвижимости не считают ситуацию в "Меге" необычной для рынка. Юлия Никуличева, старший аналитик Jones Lang LaSalle, говорит, что большое количество праздной публики - нормальное явление для нового торгового центра, открытие которого сопровождалось большой рекламной кампанией. Она отмечает, что для любого центра существует период раскрутки - минимум шесть месяцев, после которого ситуация с посетителями стабилизируется. Анна Ширяева, директор центра "Магазин магазинов", отмечает, что конфликты с арендаторами на этапе раскрутки торгового комплекса "обычное явление, так как это очень болезненный период.

Источник: Ведомости