23.05.2003

Продавцы не хотят налога с продаж



Крупнейшие торговые сети намерены обратиться к депутатам Думы и лично спикеру Генадию Селезневу с просьбой не принимать законопроект, сохраняющий налог с продаж.

Поводом для обращения торговых сетей к Думе стали действия ряда депутатов фракции ОВР, которые 20 мая выступили с инициативой сохранения налога с продаж (НСП). Как известно, НСП был введен в действие в 1999 году с целью пополнения региональных бюджетов, однако в ноябре 2001 года был принят новый федеральный закон, который фактически должен был отменить этот налог с 1 января 2004 года. В большинстве регионов его размер сейчас составляет 5% от розничной цены.

22 мая руководители крупнейших розничных сетей – «М Видео», «Крокус Интернэшнл», «Перекресток», «Копейка», «Патэрсон», «Пятерочка», «Седьмой Континент», «Мир», «Эльдорадо», «Снежная Королева», «Спортмастер» – выступили с официальной критикой инициативы ОВР и призвали депутатов Думы не принимать новый законопроект. Рассмотрение вопроса на пленарном заседании намечено на начало июня.

«Снижение цен на 5% с 1 января 2004 года, о котором объявили сети, может оказаться под угрозой, если, несмотря на позицию президента и правительства, депутаты примут решение о сохранении налога, – цитирует председателя совета директоров сети «Патэрсон» Алексея Мауергауза РИА «Новости». – В первую очередь пострадают потребители, которые платят этот налог».
Мауергауз сравнил НСП с «татарской данью», так как он, по мнению торговца, не только не работает, но и платят его в основном люди бедные. «Те 60 млрд рублей, которые поступили в бюджет от налога с продаж в 2002 году, – отметил он, – могли бы остаться у покупателей, что повысило бы их покупательную способность».

Кроме того, по мнению бизнесменов, отмена НСП ускорила бы развитие сетей как минимум на 10–15%, что привело бы не только к росту производства, но и появлению новых рабочих мест, росту зарплаты и т. п. В обращении к депутатам руководители сетей также делают акцент на неоднократные заявления Владимира Путина и членов правительства, призывавших к концу 2003 года исключить из налоговой системы все сборы, уплачиваемые с выручки от реализации товара.
Однако заручиться поддержкой депутатов Госдумы сетям пока не удалось.

«Нельзя изменять налоговую базу регионов, – заявил «Газете.Ru» председатель аграрного комитета Геннадий Кулик. – Если предлагают равноценную замену этому виду налога, то я готов к обсуждению, пока же я такой замены не вижу. Правительство предлагает заменить налог с продаж налогом на недвижимость, но этот налог можно вводить только тогда, когда спрос на недвижимость опережает предложение или при низкой ставке кредитов. Этот налог намного ниже, и он не в состоянии компенсировать все то, что давал налог с продаж».

Кулик напомнил, что однажды, послушав правительство, депутаты заменили оборотный налог на акцизы на горючее, и в результате у одних регионов появились средства, другие же, по словам агрария, были их полностью лишены.

Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин, встретившись 21 мая с вице-спикером Думы Георгием Боосом (одним из лидеров ОВР), также высказался за сохранение НСП. По его словам, в случае отмены налога с продаж местный бюджет недополучит свыше 500 млн рублей, муниципальные органы перестанут развиваться, а бизнесмены, чтобы увеличить свой товарооборот, предпочтут уйти в «тень».

Впрочем, Бооса особенно агитировать за сохранение НСП не нужно: соратник Юрия Лужкова сам заинтересован в увеличении столичного бюджета, потери которого в случае отмены налога будут куда существенней. По оценкам представителя группы «Регионы России» Анатолия Аксакова, бюджет Москвы в случае отмены НСП недополучит приблизительно 30 млрд руб. в год.

В общем, цена вопроса внушительная, и можно предположить, что торговые сети в оставшееся до его рассмотрения время сделают новые шаги по защите своих интересов. «Газета.Ru» следит за развитием событий.

Источник: Газета.RU