22.05.2003

Бюджет "Аэрофлота" страдает от SARS. Компания вынуждена сократить расходы на $85 - 95 млн



Вирус атипичной пневмонии, поразивший бюджеты зарубежных авиаперевозчиков, теперь добрался и до "Аэрофлота". Как стало известно "Ведомостям", в ближайшее время российский национальный перевозчик может сократить свои годовые бюджетные расходы примерно на $85 - 95 млн.
В середине мая правление "Аэрофлота" подвело операционные итоги первых четырех месяцев работы. Отмечая рост объемов перевозок, "Аэрофлот" в своем пресс-релизе сообщил, что распространение вируса атипичной пневмонии (SARS) , а также война в Ираке плохо отразились на финансовых результатах. "Руководство компании оперативно принимает меры по сокращению непроизводственных расходов и капвложений", - говорилось в пресс-релизе компании.

Как стало известно "Ведомостям", менеджмент "Аэрофлота" предложил правлению сократить эксплуатационные расходы на 5 - 15% и урезать капитальные вложения компании на 30%. После этого правление, как ожидается, предложит совету директоров компании скорректировать годовой бюджет на нынешний год. Заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков подтвердил "Ведомостям", что правление рассматривает предложение по сокращению расходов в названных рамках. По его словам, на анализ ситуации отпущено не более двух недель. После этого на ближайшем заседании правление должно одобрить этот план и вынести его на заседание совета директоров.

Кошляков затруднился оценить, какую сумму компания может таким образом сэкономить. По данным годовых отчетов за 2001 и 2002 гг. , ежегодные эксплуатационные расходы компании составляли около $1,3 - 1,4 млрд в год. Объем капвложений (в них входят, в частности, затраты на строительство и капремонт офисов, оргтехнику и т. п. ) , по оценке аналитика Объединенной финансовой группы Елены Сахновой, составляет еще около $70 - 80 млн. Исходя из этих цифр годовая экономия "Аэрофлота" на расходах может составить $85 - 95 млн.

"Эти сокращения не коснутся обслуживания пассажиров и расходов по эксплуатации и ремонту техники", - подчеркивает Кошляков. Скорее, считает он, компании придется сократить расходы на строительство нового офиса в Шереметьево, а также на служебный транспорт и оргтехнику.

Не надеясь только на экономию, правление "Аэрофлота" поручило коммерческой дирекции до середины июля подтянуть падающий объем продаж авиабилетов. По словам источника в "Аэрофлоте", в противном случае коммерческому директору компании Евгению Бачурину грозит увольнение по "несоответствию занимаемой должности". Связаться с Бачуриным "Ведомостям" вчера не удалось.

В авиакомпании пока затрудняются прогнозировать, одобрят ли госпредставители, занимающие большинство мест в совете "Аэрофлота", грядущее сокращение бюджета. "Для нас, как акционеров, главное, чтобы это [сокращение] не повлияло на доходы компании. Все остальное - это прерогатива менеджеров "Аэрофлота", - сказал "Ведомостям" представитель Минимущества.

Источник в "Аэрофлоте", впрочем, признает, что теперь придется снижать и прогноз по доходам. Сейчас бюджет "Аэрофлота" на 2003 г. , одобренный советом директоров в январе, выглядит весьма амбициозным. По российским стандартам компания рассчитывала получить в этом году прибыль от основной деятельности в размере 4,682 млрд руб. (156,8% к показателю 2002 г. ) , а чистую прибыль довести до 3,857 млрд руб. ($114 млн, на 54% больше прошлогоднего).

"До появления вируса SARS мы рассчитывали, что чистая прибыль "Аэрофлота" по IAS (без учета неденежных статей) увеличится с $15 млн в 2002 г. до $40 млн в 2003 г. , - говорит Сахнова из ОФГ. - Если же [эпидемия] затянется и сорвет авиаторам высокий сезон, придется пересматривать этот прогноз". По расчетам Сахновой, при худшем сценарии чистая прибыль "Аэрофлота" по IAS в 2003 г. может снизиться на 5 - 10% по сравнению с прошлогодними показателями.

Второй по величине российский авиаперевозчик - компания "Сибирь" пока не собирается следовать примеру "Аэрофлота" и бороться с SARS путем сокращения бюджета. "Наши убытки в связи с отменой рейсов в Китай крайне незначительны - менее $100 000 в месяц", - уверяет представитель компании Михаил Кошман.

Источник: Ведомости