13.05.2003

"Пятерочка" прорвалась в Екатеринбург



До конца нынешнего года в Екатеринбурге откроется 10 магазинов одной из крупнейших российских розничных сетей - "Пятерочки". Екатеринбургские власти и местные торговцы препятствовали приходу этой сети в город более двух лет. А сегодня решение о приобретении сети магазинов в Екатеринбурге может принять конкурент "Пятерочки" - "Копейка".
Сеть "Пятерочка" (управляющая компания - ООО "Агроторг") - один из крупнейших ритейлоров России. Включает более 160 экономичных универсамов в Петербурге и Москве. В конце 2002 г. у сети появились франчайзинг-партнеры в Воронеже (сейчас там действует девять магазинов) и Челябинске (семь магазинов). Оборот в 2002 г. составил, по собственным данным компании, около $500 млн.

Как сообщил "Ведомостям" на условиях анонимности представитель екатеринбургской администрации, договор об учреждении ООО "Агроторг-Екатеринбург" был подписан представителями "Пятерочки" и екатеринбургским предпринимателем Владимиром Дмитриевым 8 мая. Распределение долей партнеров в ООО не разглашается. По словам Елены Дмитриевой, дочери Владимира Дмитриева и управляющей будущей сетью "Пятерочка" в Екатеринбурге, договор франчайзинга заключен сроком на 10 лет. Первый магазин планируется открыть уже в августе. А до 2004 г. в городе должно быть открыто 10 "Пятерочек" торговой площадью 500 - 700 кв. м. Дмитриев владеет в городе водочным магазином и двумя торговыми центрами, площади в которых он сдает в аренду розничным сетям "Купец" и "Звездный". Однако, по словам его дочери, арендаторов выселять не станут: под "Пятерочку" будут арендоваться или строиться новые объекты. Других деталей проекта Дмитриева не назвала. В головном офисе "Агроторга" от официальных комментариев вчера отказались, однако один из менеджеров компании на условиях анонимности подтвердил факт подписания договора.

По мнению одного из менеджеров Владимира Дмитриева, "Агроторг" намерен использовать для быстрого развития сети опыт и политический вес Дмитриева (в прошлом он занимался строительным бизнесом, а также несколько раз баллотировался в мэры Екатеринбурга и депутаты Областной думы). Последнее весьма важно: екатеринбургские сети пользуются большой поддержкой местных властей. Так, руководитель Комитета по развитию товарного рынка Екатеринбурга Виктор Контеев и его коллега из обладминистрации Вера Соловьева неоднократно заявляли, что "лучше развивать местные сети, потому что москвичи придут с московскими поставщиками". А президент крупнейшей в городе сети "Кировский" Игорь Ковпак является советником губернатора Свердловской области по экономическим вопросам.

Екатеринбургские ритейлоры считают выбор в качестве партнера именно Дмитриева вынужденным шагом: попытки "Пятерочки" наладить сотрудничество с крупными городскими сетями не увенчались успехом. В прошлом году сети "Кировский" (41 магазин) , "Купец" (25 магазинов) и некоторые другие получили от "Агроторга" предложение купить права на использование торговой марки "Пятерочка" и торговой технологии. Однако все они отказались.

"Их условия нас не впечатлили. У нас на 50% товаров цены сейчас ниже, чем обещали предоставить они. Да и зачем вообще вносить конкурента на собственных плечах? " - говорит директор по маркетингу "Кировского" Лев Ковпак. Нежеланием местных ритейлоров сотрудничать с "Пятерочкой" он объясняет и тот факт, что освоение Урала она начала в 2002 г. с Челябинска.

Новый альянс потенциальные конкуренты "Пятерочки" расценивают скептически. "Судить о том, какой Дмитриев ритейлор, можно хотя бы по тому, что все свои магазины он сдает другим компаниям", - говорит коммерческий директор сети "Купец" Олег Холманских. С ним соглашается президент "Кировского" Игорь Ковпак: "Не надо переоценивать возможности "Пятерочки". Я не верю, что они смогут уложиться в заявленный график открытия магазинов". Кроме того, по его мнению, для "Пятерочки" рынок Екатеринбурга будет гораздо менее интересным, чем рынки Москвы и Петербурга. "Сейчас цены торговой недвижимости в городе сопоставимы с московскими. На основных улицах цена за квадратный метр доходит до $1000 - 2000. Но при этом наценка почти вдвое ниже, чем в Москве. Их рентабельность здесь будет минимальной".

"КОПЕЙКА" ГОТОВИТСЯ: Конкурент "Пятерочки" - московская сеть "Копейка" месяц назад заявила о планах покупки екатеринбургской сети "Монетка" (включает четыре супермаркета и гипермаркет общей площадью около 7000 кв. м). Однако покупка может не состояться. По словам президента ООО "ТД "Копейка" Александра Самонова, на сегодняшний день целесообразность выхода в Екатеринбург выглядит не столь очевидной. Ранее Самонов не исключал, что против покупки может выступить основной акционер ТД "Копейка" - НК "ЮКОС", не имеющий стратегических интересов в регионе. Вопрос, будет "Копейка" покупать "Монетку" или нет, решится сегодня.

Источник: Ведомости