28.04.2003

"Пятерочке" становится тесно в дискаунтерах. Она готовится строить гипермаркеты



Компания "Агроторг", управляющая 165 универсамами экономичного класса "Пятерочка", намерена построить в Москве сеть гипермаркетов. Ни места, ни название для будущих торговых объектов еще не определены, однако в "Агроторге" говорят, что построят в этом формате 10 магазинов. Планы выхода в новую нишу в компании объясняют насыщенностью рынка дискаунтерами.
Как заявил "Ведомостям" вице-президент "Пятерочки" по коммуникациям Феликс Стетой, "Агроторг" намерен создать сеть магазинов торговой площадью 4000 - 6000 кв. м (средняя торговая площадь "Пятерочек" - около 400 - 500 кв. м). "Мы хотели бы построить в Москве по меньшей мере 10 гипермаркетов. Их название никак не будет ассоциироваться с "Пятерочкой", - заявил Стетой. Места для строительства и название будущих гипермаркетов еще не определены. Но, по словам Стетого, строительство первых гипермаркетов в Москве должно начаться уже в этом году в рамках совместной программы с Северо-Западным банком Сбербанка России. Она предусматривает инвестиции Сбербанка в размере до $110 млн. Возможно, что финансировать проект станет также ЕБРР, владеющий миноритарным пакетом акций "Пятерочки". Получить комментарий в Сбербанке не удалось, однако, по словам представителя ЕБРР в наблюдательном совете "Пятерочки" Виктора Белякова, представители Сбербанка еще осенью признавали возможность участия в финансировании строительства крупноформатных магазинов "Агроторга". ЕБРР сейчас изучает бизнес-модель этого формата, говорит Беляков, и не исключено, что присоединится к Сбербанку.

Интерес к новым торговым форматам "Агроторг" проявлял и прежде. Летом прошлого года в Петербурге компания открыла мелкооптовый магазин "Карусель" площадью 2500 кв. м. Однако сеть из 10 гипермаркетов - гораздо более масштабный проект. "На всю программу им потребуется не менее $150 - 200 млн", - считает Олег Гвоздик, директор по маркетингу сети "Петровские".

До сих пор масштабные планы по строительству гипермаркетов были из российских ритейлоров только у "Седьмого континента". В декабре 2002 г. эта компания даже создала совместно с ООО "Гиперцентр" компанию "Мосмарт" для строительства гипермаркетов в обеих столицах. Но планы "Мосмарта" гораздо скромнее, чем у петербуржцев, - по 3 - 4 гипермаркета в Москве и Петербурге.

Представителей "Пятерочки" размах собственных амбиций не смущает. "Рынок экономмагазинов уже в значительной степени заполнен. Например, в Петербурге он насыщен на 3/4, - считает Стетой. - А нам нужно развиваться". По оценкам "Агроторга", для насыщения ниши гипермаркетов и в Москве, и в Петербурге, где у "Пятерочки" аналогичные планы, нужно еще по 30 - 40 гипермаркетов".

Конкурентов планы петербуржцев не удивили. "Какая разница, какие магазины строить, если есть деньги? У "Агроторга" их много", - считает Гвоздик из "Петровских". По мнению гендиректора компании MR & D consulting Виктории Михайловой, развитие новых форматов - логичный шаг для "Пятерочки". "Увеличивать вес на рынке только за счет одного формата сложно. Это показывает опыт крупнейших сетей. Большинство глобальных ритейлоров - это мультиформатные сети, ориентированные на разного покупателя. Например, Carrefour начинал с гипермаркетов, теперь, слившись с Promodes в 1999 г. , открывает даже "соседские магазины" площадью от 70 кв. м. Casino, наоборот, начинал с магазинов площадью 200 кв. м, а позже вышел на строительство гипермаркетов Geant", - говорит она.

Эксперты считают, что открытие владельцами "Пятерочки" гипермаркетов под новым названием - свидетельство желания отгородить проект от имиджа дискаунтера. "Пятерочка" была создана для не самого состоятельного покупателя. Сейчас владельцы сети переходят к обработке других социальных слоев", - говорит ритейл-директор петербургского филиала Colliers International Анатолий Серока.

Источник: Ведомости