22.04.2003

Сколько тратится на благотворительную рекламу



В понедельник у православных начинается Страстная неделя. А во время Великого поста принято особенно глубоко задумываться о душе и Боге и делать благие дела. Благотворительность тоже нуждается в рекламе. Больше других в рекламе благотворительности преуспело радио.

Очевидно, что прежде чем принять участие даже в самом благом, праведном и правильном деле, человек сначала должен про него узнать, а значит, и благотворительности нужна реклама. Основываясь на данных фирмы TNS Gallup AdFact, регистрирующей выходы рекламы во всех основных типах СМИ, попытаемся проанализировать рекламные бюджеты благотворительных мероприятий и фондов за 2002 год.

Общий бюджет рекламы благотворительных мероприятий в 2002 году составил около $1 800 000, а рекламные бюджеты благотворительных фондов - несколько больше полумиллиона долларов США. Но эти цифры - лишь примерный ориентир, поскольку Gallup AdFact оценивает стоимость рекламы только исходя из официальных данных о расценках на рекламу в СМИ, не учитывая скидки и другие возможные особые условия размещения. Поэтому далее мы будем говорить исключительно о пропорциях, в которых распределялись бюджеты на рекламу благотворительных фондов и мероприятий, не упоминая более никаких финансовых показателей.

Сначала остановимся более подробно на рекламных вложениях благотворительных мероприятий: лидируют по вложениям в рекламу телевидение и пресса, что в целом соответствует общему распределению рекламных бюджетов по типам СМИ в России в 2002 году. Но есть и неожиданность - очень большую долю рекламных вложений благотворительных мероприятий оттягивает на себя реклама на радио - целых 13%. И это при том, что по разным оценкам общая доля радио в привлеченных в СМИ бюджетах рекламодателей составляет от 3% до 5%.

Вообще в 2002 году рекламировалось 66 благотворительных мероприятий и акций, и 28 из них - иностранные кампании или кампании с участием иностранного капитала. Причем на эти 28 рекламодателей приходится более 66% рекламных вложений. Видимо, российские компании еще не готовы организовывать и поддерживать мероприятия, которые не несут прямой выгоды немедленно.

Вся тройка лидеров по рекламным затратам на благотворительные мероприятия - также иностранные и международные организации. Первое место - за управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, второе занимает McDonald's, а третье - за косметической фирмой Avon.

Интересны также и наиболее популярные темы акций. Чаще всего в 2002 году встречались акции, направленные на помощь детям, защиту природы и борьбу с раком молочной железы у женщин.

Вслед за рекламными бюджетами благотворительных мероприятий рассмотрим распределение рекламных вложений в благотворительные фонды.

Категория благотворительных фондов еще больше тяготеет к размещению своей рекламы на радио - целых 44% совокупного бюджета ушло на радиостанции в 2002 году. А вот прессе и наружной рекламе от этого пирога перепало очень немного - всего 11%.

В категории "благотворительные фонды" в 2002 году рекламу дали всего 39 организаций. Среди них довольно много именных фондов - целых шесть. А наиболее популярными поводами для образования фондов были поддержка культуры и искусства - 8 фондов, поддержка военных - 5 фондов, а детских фондов было всего четыре. Правда, надо отметить, что о направлении деятельности удается узнать из названий только 25 фондов, остальные 14 имеют пусть звучные, но нейтральные названия, никак на сферу применения средств не указывающие.

В качестве итога хочется отметить, что благотворительность в России пока еще не набрала силу - по самым оптимистичным оценкам, реклама благотворительных фондов и мероприятий составляет не более пяти сотых долей процента от совокупных затрат на рекламу в России в 2002 году, и львиная доля этих денег была потрачена иностранными и международными организациями. Очень хочется верить, что ситуация в этом году изменится хотя бы немного в пользу российских предпринимателей. Ведь это так важно - не забывать о тех, кому труднее, чем тебе. Причем не только перед Пасхой.

Источник: Известия