09.04.2003

Самый большой потенциал в мире. В Европе оценили российский косметический рынок



Российский парфюмерно-косметический рынок впервые получил официальную оценку западных экспертов. По данным исследования европейского агентства Euromonitor, его объем в 2002 году составил $4,3 млрд. Сейчас он является шестым по размеру в Европе и растет самыми высокими темпами в мире. Рост будет продолжаться еще как минимум 10 лет, считают эксперты, а когда доходы россиян приблизятся к среднеевропейским, потенциальная емкость рынка составит $18-20 млрд в год. Почти как в Германии, которая сейчас возглавляет список наиболее дорогих рынков парфюма в Европе.

До 2002 года российская индустрия красоты росла на 20-25% в год, в то время как рост по Европе составлял всего 4,5%. По словам Андрея Малыгина, вице-президента "Старой крепости" по маркетингу и развитию, презентовавшего вчера отчет Euromonitor, результаты исследования оказались вполне ожидаемыми.

В прошлом году процесс сильно затормозился - по данным Euromonitor, увеличение объемов отечественного рынка составило всего 7,5%. Исчерпался неудовлетворенный спрос на качественную косметику, существовавший в 90-х годах, да и доходы россиян сейчас не позволяют тратить лишнее на парфюмерно-косметические товары. По мнению Владимира Салева, исполнительного директора Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), рынок достиг временного порога и в натуральном выражении расти больше не будет. Дальнейшее увеличение объемов возможно только за счет подорожания косметики и постепенного перехода потребителей на продукцию класса "премиум".

У участников рынка прогнозы более радужные. По данным компаний, рост в 2002 году был гораздо больше - как минимум 20-30%. "Рынок и в ближайшие три года будет увеличиваться на 10-15%. Правда, сейчас в России намечается кризис перепроизводства. Слабые компании, производящие устаревающую продукцию, скоро не смогут ее продать и вынуждены будут уйти с рынка", - считает Владислав Гаврилов, генеральный директор компании "Линда".

Конкуренция между парфюмерами становится все жестче. Иностранным компаниям сейчас принадлежит 53% рынка. При этом более 30% приходится на восемь международных корпораций - Procter & Gamble, L'Oreal Group, Beiersdorf, Colgate-Palmolive, Unilever Group, Henkel KGaA, Oriflame International и Gillette. Западные компании активно занимаются созданием производств в России, скупают местные предприятия, поэтому, по мнению Малыгина, их доля на рынке будет расти и дальше. Правда, и отечественные фирмы, по словам Татьяны Мельниковой, представителя Beiersdorf, сейчас являются вполне конкурентоспособными и по цене, и по качеству продукции. К ведущим отечественным производителям РПКА относит "Калину", "Невскую косметику", "Свободу", "Линду", "Арнест", "Весну", "Новую Зарю", "Мэзопласт", "Роколор" и Faberlic.

Эксперты отмечают увеличение региональных продаж - в косметическом секторе доля Москвы и Питера ныне составляет всего около 30% рынка, и только по селективной парфюмерии (известных западных марок) на столицу приходится 60-70% общероссийских продаж. Особое внимание сейчас уделяется укреплению дистрибуции и специализированных розничных сетей. За 2002 год укрепили позиции отечественные "Арбат Престиж", "Рив Гош", "Л'Этуаль". Не дремлют и иностранцы: сеть Douglas уже закрепилась на рынке, а Sephora и Marionnaud выразили серьезные намерения работать в России. Кроме того, активной дистрибуцией косметики занялись аптечные сети. По данным Euromonitor, в прошлом году доля продаж парфюмерно-косметической продукции на открытых рынках впервые сократилось до 17,2% (раньше этот показатель был на уровне 25%).

Источник: Известия