31.03.2003

"Старица" против "Окского". Арзамасский "Пивовар" сделал ставку на дешевое пиво



Один из трех крупных нижегородских пивзаводов - ОАО "Пивовар" (Арзамас) после смены собственника пытается восстановить утраченные позиции, выпустив на рынок новый брэнд в дешевом сегменте - "Старица". Местные пивовары и аналитики относятся к планам нового игрока скептически, а дистрибьюторы допускают, что "Пивовар" сможет продвинуть продукцию за счет низкой цены и грамотной рекламной кампании.
По данным исследовательской компании "Бизнес Аналитика", в конце 2002 г. в Нижегородской области по объему продаж лидировало пиво "Окское" нижегородского пивзавода "Волга-Инвест" (18,6% рынка) , далее шли марки "Ярпиво" (13,9% ) и "Балтика" (12,2% ) компании BBH.

В конце прошлого года у занимающих практически весь дешевый сегмент регионального пивного рынка брэндов "Окское" и "Русич" ( "Волга-Инвест") и "Макарий" (пивзавод "Лысковский") появился новый конкурент - арзамасский "Пивовар". За девять месяцев 2002 г. он сварил лишь 132 000 дал, но в сентябре более 50% его акций приобрели структуры, аффилированные с нижегородской управляющей компанией "Капитал-Менеджмент", подконтрольной бизнесмену и депутату Госдумы Дмитрию Савельеву. "Капитал-Менеджмент", контролирующий также большую часть акций винодельческого завода "Ликон" (Выкса) и нижегородского льнокомбината "Техноткань", решил модернизировать и расширить пивное производство. И. о. гендиректора ОАО "Пивовар" Анна Громова сказала только, что к началу 2004 г. мощности пивзавода планируется увеличить с 500 000 дал до 1 млн дал в год за счет установки нового оборудования, скорее всего чешского. Для финансирования проекта предполагается получить кредиты в банках, монтаж оборудования займет около девяти месяцев. Директор департамента напитков "Капитал-Менеджмента" Валерий Липатов подтвердил намерение расширить производство "Пивовара", но говорить о деталях плана и объемах инвестиций отказался. Маркетолог компании Елена Рыжкова сказала, что кроме "Старицы" в Арзамасе предполагается выпускать пиво и других марок.

В розничных торговых точках Нижнего пиво "Старица" продается по 8 - 9 руб. за бутылку, что чуть ниже чем считавшееся до сих пор самым дешевым пиво "Окское". По мнению заместителя гендиректора ОАО "Пивзавод "Лысковский" Владимира Гудкова, поле на рынке есть для всех, а продвинуть свою продукцию "Пивовару" удастся, если он обеспечит приемлемое для потребителя качество. В этом году, сказал Гудков, Лысковский завод рассчитывает сварить более 950 000 дал и запустить линию розлива пива в ПЭТ-бутылку мощностью 3500 бутылок в час.

По мнению руководителя аналитического отдела ЗАО "Волга-Инвест" Александра Коробейника, "Старице" будет достаточно сложно занять значимую долю рынка, потому что уже существуют сформировавшиеся предпочтения потребителей. "Конечно, есть сегмент новаторов, которые могут пробовать что-то новое, но, чтобы выводить новый сорт, нужны серьезные инвестиции", - отмечает он. О планах на этот год в компании говорить отказались, но заявили о намерении удвоить мощности по розливу пива в стекло, запустив линию производительностью 24 000 бутылок в час.

По мнению менеджера оптовой компании "ТД "Медведь" Андрея Третьякова, потеснить конкурентов на рынке пива можно, либо вкладывая деньги в продвижение и рекламу марки, либо выпуская продукцию в дешевом сегменте. По его мнению, "Пивовар" идет по второму пути и тратит на рекламу минимальные средства. По данным Третьякова, наценка на пиво "Старица" очень небольшая. "Себестоимость "Старицы", которая находится в низшем сегменте, и "Старого мельника" (премиум) одинакова, а розничная цена отличается вдвое", - сказал он. Третьяков сообщил, что пиво "Старица" выпускается с осени 2002 г. в объеме 25 000 дал в месяц, "Медведь" начал торговать им с февраля. Сейчас его доля в общем объеме продаж компании составляет менее 1% , а наибольшие доли приходятся на "Окское" - по физическому объему и "Балтику N 3" - в денежном выражении Аналитик Brunswick UBS Warburg Владимир Савов полагает, что новая нижегородская марка скорее всего найдет определенную нишу среди людей с низкими доходами, если предложит приличное качество. Отбирать долю рынка производитель будет у конкурентов в дешевом сегменте, который сейчас в Нижегородской области уже достаточно хорошо покрыт, а растут быстрее всего более дорогие сегменты. Савов считает также, что из-за жесткой конкуренции мелкие производители пива будут вынуждены в будущем или консолидироваться, или занимать очень специфичную нишу на местном рынке (например, выпускать только темное пиво).

Источник: Ведомости