27.03.2003

Требовательные работодатели. Запросы московских компаний редко подкрепляются высокими зарплатами



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Рекрутеры, которым приходилось сталкиваться со столичными клиентами, отмечают, что они более требовательны к кандидатам. И при этом хотят сэкономить на зарплатах.
В целом москвичи не выдвигают каких-то принципиально отличных требований к кандидатам: для них важен опыт работы, специальное образование, знание языков. Однако, по словам консультанта по подбору персонала компании "БизнесЛинкПерсонал" Юлии Ручиной, требования москвичей чуть более жесткие. Например, если в описании позиции заявлен опыт работы на аналогичной должности от трех лет, то даже компетентный специалист, который работал менее трех лет, рассматриваться как кандидат не будет.

Директор агентства Personnel Service Алексей Чуркин считает, что москвичи делают сильный акцент на достижение конечных целей, есть жесткая привязка зарплат и бонусов к достигнутым результатам. Ручина замечает, что иногда московские компании обязательным условием называют опыт работы в западной компании: "У них есть желание взять человека, который легко впишется в корпоративную структуру, они меньше оценивают личностные моменты".

Генеральный директор агентства "Лехто-Консорт Санкт-Петербург" Юрий Михайлов отмечает, что квалификационные требования московских заказчиков к соискателям сформулированы четче: "Клиенты присылают 2 - 3-страничную должностную инструкцию, в которой прописаны все требования к сотрудникам, их обязанности, задачи и внутренние взаимосвязи в компании".

По словам Игоря Леуса, руководителя службы рекламы петербургского филиала московской сети салонов мобильной связи "Евросеть", его компания рассматривает продавцов-консультантов как стратегический персонал компании. В первую очередь необходимы коммуникабельность, обаяние, умение и желание общаться с людьми. Обязательно наличие высшего или среднего технического образования. Независимо от возраста кандидат на эту вакансию должен иметь опыт общения с клиентами в сфере прямых продаж или обслуживания клиентов от полугода. А в аналогичной петербургской сети "Связар" можно устроиться продавцом и не имея опыта. Алексей Баулин, генеральный директор сети салонов мобильной связи "Связар", говорит, что компания ищет молодых, амбициозных людей с высшим или незаконченным высшим техническим образованием.

Москвичи придирчиво относятся к кандидатам, отсматривают их всех до последнего. Михайлова удивляет практика, когда из Москвы в Питер прилетает директор по персоналу, чтобы лично отобрать рабочих или технический персонал. Ручина объясняет жесткие требования тем, что москвичи не доверяют "местным кадрам" и пытаются таким образом подстраховаться.

По мнению рекрутеров, у московских компаний есть "святая уверенность в том, что в Питере можно задешево нанять сильного специалиста". Они рассчитывают заплатить в 2 - 3 раза меньше, тогда как петербургские зарплаты ниже в среднем лишь в полтора раза. Ощутимая разница существует разве что на топ-менеджерских позициях. По словам Ручиной, если в Москве директор по маркетингу крупной западной компании привык получать до $10 000, то в Петербурге это могут быть $3000 - 4000.

Леус говорит, что принципы начисления зарплаты продавцам-консультантам "Евросети" в Москве и Петербурге абсолютно одинаковые, все зависит от профессионализма сотрудников и их желания много работать. Минимальный гарантированный уровень оплаты труда в салонах "Евросети" составляет $400 в месяц. Оклад продавцов-консультантов в салонах "Связар" - "на уровне среднего рыночного", т. е. от $200, к этому добавляются проценты от продаж.

Несмотря на разницу в зарплатах, петербургские компании могут не опасаться массового бегства своих сотрудников. "Золотых гор [московские компании] не обещают", - говорит Михайлов. Даже за известным именем компании, по его мнению, питерские специалисты пойдут не всегда. По мнению Чуркина, среди московских компаний больше общероссийских брэндов, а значит, соискатель может надеяться на карьерный рост, ожидать больших возможностей продвижения по службе. Да и технологии работы в крупных компаниях более приближены к западным стандартам. Есть, однако, и минусы. Филиал московской компании, даже успешный, в любой момент может быть закрыт или сокращен, да и ограничения по принятию решений иногда бывают довольно жесткие.



Источник: Ведомости