25.03.2003

Западного сервиса не будет. МАП готовит поправки в законы «О защите прав потребителей» и «О рекламе»



Министерство по антимонопольной политике намерено ужесточить правила работы иностранных компаний на российском рынке. Под прицел МАП попали и интернет-магазины и ТВ-магазины, которые министерство с помощью поправок в законы «О защите прав потребителей» и «О рекламе» хочет обязать быть более внимательными к своим покупателям. Ожидается, что некоторые поправки попадут в Госдуму уже в мае.

Однако из первоначального законопроекта «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей», по словам Сергея Баткаева, начальника управления по защите прав потребителей МАП, пришлось пока исключить ряд серьезных предложений. «Мы бы хотели усилить ответственность иностранных производителей на территории России, - говорит он, - провели исследование и обнаружили, что у иностранных компаний практически нет в России полноценных сервисных центров.

Все представительства это по большому счету маркетинговые исследовательские компании, которые не несут ответственности за товар. В связи с этим очень часто потребителям отказывают в ремонте и поставке запчастей. Но мы поспешили жестко прописать в законопроекте этот момент и нарвались на комиссию ВТО, которая заявила, что с такой поправкой нас могут не включить в эту организацию».

Важной поправкой вероятнее всего станет включение в закон так называемого периода охлаждения на товар применительно к компаниям, которые занимаются прямыми и дистанционными (интернет-магазины и ТВ-магазины) продажами. О том, что это необходимо, говорят уже давно, так как метод прямых продаж уже хорошо прижился в России и активно развивается, а государственного контроля за ними никакого нет. При отсутствии законодательной базы многие недобросовестные фирмы ведут себя слишком агрессивно по отношению к потребителю, настойчиво заставляя покупать свой товар.

Чтобы сберечь репутацию самого метода прямых продаж, лидеры российского рынка в этом секторе торговли объединились в Ассоциацию прямых продаж и даже создали кодекс профессиональной этики по отношению к потребителю. В этом кодексе оговаривается, что покупатель имеет право вернуть товар продавцу в течение определенного фирмой периода времени и получить назад деньги.

Как говорит Тамара Шокарева, президент Ассоциации прямых продаж, многие покупатели приобретают товар чуть ли не под гипнозом. Зачастую, совершив покупку, человек понимает, что допустил ошибку, но вернуть назад товар он уже не может. «В нашу ассоциацию входит девять компаний прямых продаж, это Mary Key, Avon, Oriflame, Herbalife и другие, которые четко придерживаются кодекса, - заявляет г-жа Шокарева. - Но есть множество компаний, которые ни в какую не хотят вступать в нашу ассоциацию, и жалобы в их адрес к нам часто приходят». Кстати, очень много претензий предъявляется потребителями к фирме Zepter.

Вероятно, к закону «О рекламе» скоро тоже появится поправка, определяющая состав обязательных сведений и порядок их предоставления в рекламе при осуществлении посылочной торговли, а также продажи через радио- и телемагазины и другими способами. «Рекламодатель обязан указывать адрес фирмы, которая осуществляет продажи. А ведь часто бывает, что в рекламе и на упаковках указан только номер абонентского ящика, - говорит Сергей Баткаев. - Сейчас очень активно ведут себя распространители биологически активных добавок, и у большинства из них нет адреса, по которому с ними можно связаться. Мы хотим ввести ответственность за отсутствие такой информации».

по информации «Время новостей»

Источник: Outdoor.Ru