28.02.2003

Один из крупнейших розничных продавцов обуви в мире - международная компания Bata - возвращается в Россию после пятилетнего перерыва.



В этом году в Москве должно открыться шесть магазинов под вывеской Bata.
Компания Bata основана в 1894 г. в Чехии Томасом Бата. Сейчас группа компаний Bata, штаб- квартира которой находится в Канаде, управляет сетью из 5500 магазинов (в том числе франчайзинговых) , через которые продает 1 млн пар обуви в день. Для сравнения: объем рынка обуви в России, по разным данным, - 140 - 210 млн пар обуви в год.

Первый магазин Bata откроется в начале марта в торговом комплексе "Мега" в Теплом Стане. Открывает его компания Al Miro, зарегистрированная в Италии двумя российскими предпринимателями - Алексеем Климашиным и Павлом Усачевым. Al Miro получила от Bata право эксклюзивно представлять компанию в России. Алексей Климашин рассказал "Ведомостям", что первая Bata, торговой площадью 480 кв. м, будет работать по принципу супермаркета - покупатель сам сможет выбрать обувь и отнести ее к кассе. Также, судя по всему, Bata станет первой компанией на российском рынке, решившейся представлять в одном магазине весь ценовой диапазон обуви - от 300 до 10 000 руб. за пару. Правда, говорит Климашин, большая часть ассортимента будет ориентирована все-таки на средний класс. 80% ассортимента составит импортная обувь, произведенная в разных странах по заказу Bata (заводы компании есть как в Италии, так и в Юго-Восточной Азии). Остальное Al Mirо будет заказывать сама на российских предприятиях.

В 2003 г. Bata планирует открыть в московском регионе шесть магазинов, главным образом в торговых центрах (следующее открытие - в комплексе "Ашан" в Марфине). Павел Усачев из Al Miro говорит, что инвестиции в каждый магазин, без учета стоимости аренды, составляют около $500 000. Как сообщил Иван Скевон, директор по экспорту европейского офиса Bata, уже в следующем году компания планирует начать продажу обуви в 50 крупных российских городах.

Скевон оптимистично оценивает шансы компании на российском рынке. По его словам, с 1994 по 1998 г. на российском рынке дела у Bata шли очень успешно: у компании было 23 магазина в Москве и "реакция рынка была превосходной". По его словам, компания после кризиса ушла из России из-за ухудшения экономической ситуации. "Теперь мы возвращаемся в Россию, где сложились гораздо более благоприятные, чем раньше, рыночные, финансовые и социальные условия", - говорит Скевон.

Елена Петрова, коммерческий директор одного из крупнейших российских продавцов обуви компании "Пальмира" (брэнд "Монарх") , говорит, что в торговле обувью ориентация на средний класс является наиболее верной. Ее компания, управляющая в общей сложности 140 магазинами в России и на Украине, завершает перевод своих магазинов с недорогого ассортимента на средний (цена пары туфель до 1700 - 2000 руб. , зимней обуви - 2000 - 4000 руб. ). Однако, по ее словам, в Москве именно в среднем ценовом сегменте среди обувщиков существует наиболее жесткая конкуренция. А вот идея продавать в одном магазине очень дешевую и очень дорогую обувь кажется Петровой странной: "У этой обуви разные категории покупателей, которые совершенно не пересекаются". Другой крупный продавец обуви, "Эконика", специально разделяет своих клиентов, позиционируя свои центральные салоны как обувные бутики, а на окраинах - как магазины для людей со средним достатком.

РЕКОРДЫ В ПРОШЛОМ: Российскому обувному рынку есть куда расти. В предкризисные годы его объем был значительно больше нынешних 140 - 210 млн пар. По данным Национального обувного союза, в 1996 г. продажи обуви в России достигали 240 млн пар. А в СССР в последние предперестроечные годы покупалось 800 млн пар обуви в год.

Источник: Ведомости