28.02.2003

25 февраля состоялся "круглый стол" на тему "Измерения аудитории интернета в России как фактор развития рекламного рынка".



25 февраля 2003 г. в Москве под эгидой Российской Ассоциации Рекламных Агентств состоялся "круглый стол" на тему "Измерения аудитории интернета в России как фактор развития рекламного рынка". Почетным гостем мероприятия, прошедшего в гостинице Marriott Grand Hotel, стал Тим Медоуз (Tim Meadows), основатель компании NetRatings (США) - мирового лидера в измерении интернет-аудитории.

По данным РАРА за 2002 год объем рынка интернет-рекламы увеличился вдвое и составил 11 млн. долл. Несмотря на это, в интернете по-прежнему отсутствуют единые стандарты измерения. При работе с традиционными СМИ рекламная индустрия привыкла использовать данные независимых исследовательских компаний, основанные на панельных измерениях, например, TNS Gallup Media.
Отсутствие аналогичных данных об аудитории интернета является значительным препятствием для корректной оценки интернета как рекламной среды. Существующие способы оценки аудитории сайтов не могут удовлетворить растущие потребности рекламного рынка. Данные счетчиков лишены социально-демографических характеристик пользователей; кроме того, участие ресурса в счетчике зависит не от счетчика, а от желания ресурса, и поэтому не существует счетчика, объединяющего все веб-ресурсы. Опросы же дают только обобщенный "портрет пользователя", но не позволяют оценить аудитории конкретных сайтов.

По мнению Тима Медоуза, формирование стандартов в области измерения аудитории интернета может стать значительным фактором роста рынка интернет-рекламы. В США таким стандартом стали данные компании NetRatings, которая с 1997 года проводит панельные измерения интернет-аудитории (мониторинг поведения пользователей в сети с помощью программного обеспечения, устанавливаемого на компьютеры репрезентативной панели).
По словам основателя NetRatings, появление панельных измерений внесло свой вклад в увеличение объема американского рынка интернет-рекламы (от 1 млрд. долл. в 1998 г. до 8 млрд. долл. в 2000 г.). Рассказывая о методике и технологии панельного измерения интернет-аудитории, Тим Медоуз подчеркнул, что для развития рекламного рынка в интернете очень важно объяснение его характеристик в терминах традиционных СМИ. В заключение г-н Медоуз отметил, что система измерений, стимулирующая рост рынка, может возникнуть лишь как результат конструктивного взаимодействия исследовательских компаний, сайтов (рекламных площадок) и рекламных агентств.

Присутствовавшие на "круглом столе" руководители крупных порталов (Yandex, Rambler, Mail.ru) признали, что российский интернет-рынок уже достиг того уровня, когда возникла необходимость в качественном независимом исследовании, сравнимом с измерениями традиционных СМИ. Алексей Катков (Mail.ru) отметил: "Нам это интересно и нужно... Безусловно, такое широкое исследование, такая панель даст огромный плюс всему рынку, но вопрос в том, чтобы консолидироваться, чтобы это было интересно всем".
Представители рекламных агентств согласились с тем, что результаты, которые позволяет получить панельное исследование, могут стать серьезным инструментом для рейтингования рекламных площадок и медиапланирования. Наибольшую полемику вызвали вопросы, связанные с оценкой стоимости исследования и готовности к нему российского рынка.

Руководители исследовательских компаний - Владимир Гродский (TNS Gallup Media), Руслан Тагиев (TNS Gallup AdFact), Александр Ослон (Фонд "Общественное мнение"), Елена Конева (Comcon) - выразили готовность обсуждать с участниками рынка перспективы проведения панельного измерения интернет-аудитории. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов отметил заинтересованность государства в прозрачности рынка интеллектуальных технологий и возможность софинансирования измерений аудитории интернета в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Подводя итоги, ведущий "круглого стола" Лев Глейзер выразил уверенность, что в ходе дальнейшего взаимодействия рекламные агентства, площадки и исследовательские компании сумеют выработать механизмы создания панельного измерения интернет-аудитории в России.

В обсуждении темы "круглого стола" приняли участие: Д. Ашманов (mDigital), А. Беляев (Rambler), Т. Бокарев (Promo.ru), А. Волож (Яндекс), Л. Глейзер (AdWatch), В. Гродский (Gallup Media), А. Ендовин (APR), А. Катков (Mail.ru), Е. Конева (Comcon), Я. Кузьминов (ВШЭ), Ю. Лопатинский (Rambler), Д. Можаев (Index20), А. Ослон (ФОМ), А. Себрант (Lycos), С. Спивак (Prior.ru), Р. Тагиев (Gallup AdFact) и др.