18.02.2003

Робин Гуд ограбит "Феррари". Берни Экклстоун решил поиграть в Робин Гуда и "собирать" телевизионный налог.



Владелец маркетинговых прав "Формулы-1" Берни Экклстоун намерен собирать деньги с ведущих команд "большого цирка" и пополнять за счет этих средств бюджеты бедных команд.

Делать это фактический хозяин "Формулы-1" намерен с помощью перераспределения оплаты телевизионных трансляций. Он предложил новую систему оплаты телевещания, согласно которой весь телевизионный эфир будут оплачивать ведущие конюшни, которые во время гонок наиболее часто мелькают на телеэкранах, имея косвенные доходы от того, что реклама на болидах этих команд постоянно крутится перед глазами потенциальных покупателей.

Берни Экклстоун решил поиграть в Робин Гуда и "собирать" телевизионный налог.

На самом деле не собирать, а использовать часть средств, которые могли бы внести малобюджетные команды типа "Минарди" и "Джордана" для возврата им же. Естественно, что "Феррари", "Макларен" и "Уильямс", которым придется оплачивать практически весь телевизионный эфир, от этого не разорятся, так как спонсоры принесут гораздо больше денег, чем потратят команды.

Политика Экклстоуна проста и понятна - предотвратить разорение маленьких команд. За последние два года "большой цирк" уже потерял "Прост" и "Эрроуз", и если дело так пойдет и дальше, то в сезоне 2004 году старт примут всего девять команд, в 2005 - восемь и так будет продолжаться до тех пор, пока не останутся только те, кто на самом деле сможет пережить любые финансовые неурядицы, и не просто пережить, а вообще не заметить их, как слон Моську.

Намерения благие, но все знают, что именно ими вымощена дорога в ад. Нет, "Формула-1" в ад не превращается, но все идет к тому, что эти соревнования просто умрут или трансформируются в соревнования команд, чьими владельцами являются автопроизводители. Дело здесь даже не в том, что "Робин Гуд" Берни Экклстоун хочет отобрать у богатых конюшен какие-то гроши, а точнее, заставить их просто больше платить за телевизионный эфир.

Дело в том, что "Формула-1" постепенно теряет то, чем она, возможно и не отличалась в очень большой степени, но все же привлекала зрителей. Она теряет дух традиций непредсказуемости, превращаясь из гонок в шоу. Шоу, которое заранее срежиссировано и отрепетировано. Конечно, интересно посмотреть на то, как команды будут выбирать стратегию на гонки с учетом того, что ФИА ввела запрет на дозаправки с момента окончания субботней квалификации до начала воскресной гонки. Или на то, как будут себя вести машины с одинаковыми задними антикрыльями и тормозными системами. Или на то, как с учетом новой системы начисления очков будут со скоростью света меняться таблицы статистики.

Но ведь не заметить очевидного нельзя.

В "Формуле-1" идет перераспределение доходов.

Все-таки топ-команды хотят еще больше денег, а маленькие стремятся получить хоть что-нибудь, чтобы выжить. Заметьте, выжить, а не развиваться, а ведь именно развитие конкретной команды предполагает толчок к развитию всей "Формулы-1". Поэтому чиновники ФИА и Берни Экклстоун пытаются сейчас сделать все, чтобы не допустить сокращения числа команд.

Чтобы сохранить табачных спонсоров, приносящих в казну команд до 400 миллионов долларов в год, президент ФИА Макс Мосли готов даже пойти против законов ЕС, уведя гонки с территории объединенной Европы на новые арены "большого цирка", но опять же, для бедных команд спасение в лице Робин Гуда вряд ли придет. Современные королевские гонки очень дорогой вид спорта, в котором бедные заранее обречены на поражение, а некоторые и на смерть. Возможно, более действенной мерой окажется предложение Мосли о том, что ФИА готова отменить вступительный взнос на участие в чемпионате. На сегодняшний день взнос этот равен $48 миллионам. Именно такую сумму нужно заплатить командам, желающим стать участниками чемпионата мира. Но сейчас, даже если участие в "Формуле-1" будеь бесплатным, желающих стать "актерами большого цирка" немного.

Если же сценарий сокращения команд, описанный выше, не дай Бог, сбудется, и если после этого "Формула-1" все же будет жить, то превратится она в междусобойчик тех, кто может платить. Останется в "большом цирке" семь-восемь команд, которые будут выставлять на гонки по три болида, и будем мы с вами свидетелями того, как девять "Феррари", "Уильямсов" и "Макларенов" оставят остальным шанс только на одно зачетное очко даже в рамках новой системы начисления этих самых очков.

И никакой Робин Гуд уже не сможет отобрать эти зачетные очки у "Феррари" и отдать их "Минарди". Это все-таки не базар, а спортивный бизнес. Спорт высоких технологий, где все решают деньги.

Источник: Газета.RU