16.01.2003

Санта-Клаус не помог американским торговцам. А британским - помог



Сезон рождественских продаж не оправдал надежд американской розничной торговли.
В двадцатых числах декабря в магазинах наблюдался всплеск продаж, но, как признают представители сети Wal-Mart, он оказался незначительным и слишком запоздалым.

Хотя розничные магазины необычайно рано и активно начали предлагать в 2002 г. рождественские скидки, это не смогло компенсировать подавленность покупателей, вызванную ростом безработицы, экономическими проблемами и угрозой войны с Ираком. В результате объемы продаж во многих крупных общенациональных розничных сетях оказались ниже самых пессимистичных прогнозов.

По данным аналитиков Goldman Sachs, в декабре продажи отслеживаемых в течение года универмагов выросли всего на 1% , при том что в ноябре они снизились на 1,1%.

Впрочем, неудачный рождественский сезон не означает непременного краха для розничной торговли. Потребители действительно затянули пояса, но все же не прекратили тратить деньги - их траты снизились по сравнению с оживленным началом 2002 г. , но остались на достаточно высоком уровне по сравнению с расходами корпоративного сектора.

Динамика рождественских продаж существенно разнилась в отдельных торговых сетях. Так, сеть дискаунтеров Target объявила о снижении продаж на 0,3% , в то время как в сети Kohl's был зафиксирован рост на 3,3%. Правда, и этот результат нельзя назвать удачным, поскольку речь идет об одном из традиционных лидеров розничного сектора. Между тем торговые компании J.C. Penney и Gap, занятые в настоящее время перестройкой своего бизнеса, неожиданно получили результаты выше ожидаемых.

Опыт минувшего декабря показывает, что даже значительных скидок может оказаться недостаточно для привлечения покупателей. Маркетологи отмечают отсутствие ярких новых бестселлеров на рынке игрушек, бытовой электроники и одежды. Очевидно, что такие новинки понадобятся, чтобы увеличить продажи хотя бы в первом полугодии 2003 г.

В течение последних двух лет продажи у дискаунтеров были в целом выше, чем у универмагов и специализированных магазинов одежды, но и в этом секторе сказывается общая неблагополучная ситуация в экономике. К примеру, в декабре продажи магазинов Wal-Mart выросли лишь на 2,3% , т. е. не превысили наиболее сдержанных прогнозов.

Аналитики не ожидают скорого возрождения в розничной торговле. Рост реальных доходов населения замедляется, что, как считают аналитики Goldman Sachs, приведет к снижению покупательской активности.

Одним из немногих исключений на общем безрадостном фоне стали предрождественские онлайновые продажи - в 2002 г. они выросли на 28% по сравнению с 2001 г. и достигли $13,8 млрд. Доходы компаний Best Buy и Sears, Roebuck в декабре 2002 г. выросли более чем в два раза.

За океаном рождественский сезон также не принес радости розничным торговцам. Ниже ожидаемых оказались продажи французской компании Carrefour - по сравнению с предшествующим годом они сократились на 1,6% и составили 76,8 млрд евро. Немецкая Metro и бельгийская Delhaize Freres & Cie-Le Lion также не справились с планом продаж.

Впрочем, успех сопутствовал британской сети Marks & Spencer - она объявила о росте рождественских продаж на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года.

Источник: Ведомости