24.12.2002


Торговая марка чешского пива "Будвайзер" будет пользоваться законодательной защитой в странах Евросоюза



Руководство чешского пивоваренного завода "Будвайзер Будвар" (Budweiser Budvar) приветствует подписание между Чехией и Европейским Союзом соглашения о защите географических наименований мест происхождения изделий. Теперь принадлежащие компании географические торговые марки Budejovicke pivo ("Будеёвицкое пиво") и Ceskobudejovicke pivo ("Ческе-Будеёвицкое пиво") будут пользоваться защитой в 25 странах Европы, входящих Евросоюз. Об этом заявил генеральный директор компании "Будвайзер Будвар" Йиржи Бочек (Jiri Bocek).

Соглашение между Чешской Республикой и Евросоюзом о включении торговых марок "Будеёвицкое пиво" и "Ческе-Будеёвицкое пиво" в список защищенных географических наименований мест происхождения изделий является одним из документов в пакете соглашений, определяющих условия вступления Чехии в ЕС. Подписание этих документов стало результатом официального приглашения Чехии и еще 9 европейских стран присоединиться к Евросоюзу, о котором было объявлено на прошедшем 13-14 декабря в Копенгагене саммите ЕС.

По словам Йиржи Бочека, для компании "Будвайзер Будвар" подписание соглашения означает завершение усилий, предпринимавшихся в течение пяти лет для защиты своей марки в Европе и подкрепленных в итоге успехами чешской дипломатии. Этот документ тем более важен, что компания "Анхойзер-Буш" (Anheuser-Busch), с которой чешские пивовары вот уже более 100 лет ведут спор за права на торговую марку Budweiser, пыталась через представителей Северной Америки во Всемирной Торговой Организации прибегать к политическому нажиму и оказывать давление с тем, чтобы не допустить защиты географических торговых марок, принадлежащих чешской компании "Будвайзер Будвар", в рамках Европейского Союза. Дело дошло даже до угроз обращения в судебные инстанции ВТО и в Европейский Суд.

Являясь составной частью договора о вхождении Чехии в Евросоюз, соглашение о защите марок "Будеёвицкое пиво" и "Ческе-Будеёвицкое пиво" как географических наименований мест происхождения изделий будет действовать во всех странах-членах Евросоюза, независимо от того, зарегистрировала ли в них американская компания "Анхойзер-Буш" свои торговые марки Budweiser и Bud. Благодаря этому соглашению Будеёвицкое пиво включено теперь в ряд таких всемирно известных пищевых продуктов, чьи имена указывают на место происхождения, как Шампанское, Портвейн, Пармская ветчина, греческий сыр Фета и другие. В числе марок пива, подлежащих защите как торговые марки, в которых используется указание на место происхождения, можно назвать Баварское пиво, Ньюкаслский эль, пиво Кулмбахер, пиво Бремер и т.п.

Название пива "Будвайзер" происходит от принятого в старые времена немецкого имени города Будеёвице - Budweis или Budiwoyz - и означает "Будеёвицкое пиво".

Имена, основанные на указании географического места происхождения, пользуются в ЕС более высоким уровнем защиты, чем торговые марки (товарные знаки), зарегистрированные в конкретных странах. По мнению специалистов, решение Евросоюза положит конец судебным процессам о правах на торговую марку "Будвайзер" между чешскими и американскими производителями пива, поскольку теперь будеёвицкие пивовары смогут пользоваться защитой, гарантированной по соглашению с Евросоюзом.

"Мы убеждены, что защита географических торговых марок действительно необходима, - говорит генеральный директор компании "Будвайзер Будвар". - Соглашение с Евросоюзом дает нам возможность более эффективно защищать продукцию нашей компании от подделок. Мы также убеждены, что наименования "Будеёвицкое пиво" и "Ческе-Будеёвицкое пиво" должны быть защищены, поскольку история изготовления этого пива насчитывает свыше 700 лет, а само пиво отличается стабильно высоким качеством".

Географические торговые марки часто подделываются из-за широкой известности и признанного высокого качества продукции. Не является исключением и Будеёвицкое пиво, о чем свидетельствуют слова основателя пивоваренной компании "Анхойзер-Буш" Адольфа Буша во время дачи им показаний в суде Южного округа г. Нью-Йорк 26 апреля 1894 на процессе о правах на торговую марку "Будвайзер": "Идея была простой - варить пиво, аналогичное по качеству, цвету, аромату и вкусу пиву, которое производится в городе Будвайз в Богемии".

Согласно законодательству Евросоюза, защитой пользуются торговые марки продуктов сельского хозяйства и пищевых продуктов, основанные на указании географического места происхождения товаров, в названии которых отражено наименование конкретной местности или региона, где эти товары производятся. Их особые качества и/или отличительные свойства определяются главным образом или исключительно производством в данной местности с ее специфическими природными условиями и людскими факторами. Основным условием является то, что такие товары должны производиться, перерабатываться или приготовляться исключительно в указанной географической местности.