20.12.2002

Рекламный рынок теряет темп. Расти ему больше некуда





Мировой рынок рекламы в будущем году начнет оживать и вырастет на 1%. По прогнозу авторитетной Zenith Optimedia Group, обеспечивать этот рост будут в основном Соединенные Штаты. А вот российский рынок рекламы, ставший за этот год на 50% больше, темпы роста сбавит. Специалисты оценивают расширение рынка в 2003 году не более чем на 30%.

В Zenith Optimedia отмечают быстрый рост новых рынков, к которым и относят Россию. Но общий вклад развивающихся стран в мировое рекламное дело остается крайне незначительным - за последние десять лет их доля увеличилась всего на 5% и ныне составляет 13% рынка. Каждый второй доллар на рекламу сегодня тратится в США (46% рынка), которые формируют стандарты и задают темп. По мнению Адама Смита (Adam Smith), главы исследовательского центра Zenith Optimedia, в будущем году, когда мировая экономика будет выходить из депрессии, основные средства станет выгодно вкладывать в раскрутку брендов. Основным рекламным носителем будет телевидение, на которое в этом году, к примеру, рекламодатели потратили на 4% больше средств, чем в прошлом. Доля TV в рекламе в 2002 году составит 38,5%, а к 2005 году, по прогнозу Zenith Optimedia, она возрастет до 39,6%.

Телевидение остается главным рекламным носителем и в России. "Большая часть российских газет политически ангажирована, плохо управляется и остается непривлекательной для рекламодателей", - считает Смит. Достаточно скептически он относится и к формам рекламы в российских СМИ: "Распространенную в России "текстовую" рекламу я называю "могилой" - ее никто не читает".

По оценкам Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), в 2002 году отечественный рекламный рынок вырастет на 50%. Любопытно, что, по данным мониторинга компании RPRG за 11 месяцев 2002 года, расходы крупнейших рекламодателей увеличились гораздо меньше, нежели вырос рынок (см. таблицы). Андрей Федотов, исполнительный директор компании RPRG, считает, что на рекламном рынке становится все более заметным вклад средних игроков и относительно малых по бюджету рекламодателей, большей частью российских.

"Высокая активность российских игроков была связана с достаточно низкими ценами на размещение рекламы на телевидении, - говорит Валерия Лукаева, исполнительный директор РАРА. - Но расценки уже подняли, и в будущем году ситуация изменится. Рост рынка будут обеспечивать вновь крупные рекламодатели и высокие цены на телевидении".

Специалисты по телевизионной рекламе особой активности российских компаний не заметили. "Доля отечественных предприятий в рекламе в этом году выросла всего на 1-2%, тогда как в прошлом году этот показатель составлял 5-6%, - рассказывает Сергей Веселов, замначальника информационно-аналитического центра группы компаний "Видео Интернешнл". - А низкие цены на телевидении в этом году - заблуждение. На самом деле они уже достигли уровня 1998 года".

Эксперты считают, что основными рекламодателями в этом году станут, как и прежде, компании потребительского сектора. Изменения будут происходить только внутри этой группы. Кроме того, следует ожидать более активной рекламы производителей автомобилей, как российских, так и западных, увеличения рекламных расходов финансовых и страховых компаний.

Источник: Финансовые известия