02.12.2002

"Черная пятница" удалась. Особенно Wal-Mart, заработавшей $1,43 млрд



Нью-Йорк.
В пятницу в США состоялось открытие сезона рождественских продаж. На рассвете, часа за два до открытия шопинг-центров (а открываются они здесь в 5 - 6 часов утра) , во многих городах по всей Америке можно было наблюдать очереди человек на 500 - 600. А Wal-Mart Stores заработала за этот день рекордную сумму - $1,43 млрд.

День, следующий за любимым американцами Днем благодарения, ритейлоры обычно называют "черной пятницей". В этот день проходит предварительное "тестирование" готовности потребителей делать крупные траты в декабре. У многих розничных торговцев именно на этот период приходится существенный процент годовых продаж. Боятся обычно двух напастей - остаться по окончании сезона с кучей нераспроданного товара и, наоборот, обнаружить нехватку популярных товаров, если у потребителей вдруг разыграется аппетит. В прошлом году в США покупатели "проснулись" в последнюю минуту накануне Рождества.

В этот раз пятничный рекорд побила Wal-Mart Stores. Крупнейшая в мире розничная сеть получила доход от продаж на рынке США $1,43 млрд (в прошлом году "черная пятница" принесла ей $1,25 млрд). Руководство объясняет такой успех наплывом посетителей в сочетании с увеличением среднего уровня их расходов. Лучше всего в этот день продавались электроника, мелкие бытовые приборы и игрушки.

Минувшая пятница также стала одним из пиковых дней в году для онлайновой розничной торговли. Продажи товаров через Интернет достигли $234,2 млн, сообщила служба мониторинга BizRate.com, учитывающая данные более чем 2000 сетевых розничных предприятий торговли. По сравнению с последней пятницей ноября прошлого года продажи выросли на 61%.

Однако основная часть покупателей ориентирована на обычные магазины и торговые центры. Многими из тех, кто заставил себя подняться до рассвета, движет желание закончить эпопею с покупками и подарками за один день.

В этом году прогнозы были весьма осторожными: аналитики пеняли на угрозу войны в Ираке и общий спад экономики, из-за чего результаты сезона могли быть хуже прошлогодних. Однако пока богатый урожай собрала не только Wal-Mart - перед торговым центром Best Buy в городе Линкольне (штат Небраска) перед рассветом выстроилась очередь из 600 человек. Wal-Mart надеется, что толпы будут продолжать ломиться в двери магазинов до Нового года.

Эксперты, впрочем, настроены сдержанно. Курт Барнард, президент аналитической компании Barnard's Retail Trend Report, считает, что нынешний наплыв покупателей еще не решает проблемы всей отрасли. "Они сначала смотрят на ценник, а потом уже на сам товар", - замечает Барнард.

По данным Gallup, опросившей 3000 потребителей, американцы собираются потратить в этом году на подарки в среднем $769 - на $51 меньше, чем в прошлом году, который, в свою очередь, продемонстрировал спад по сравнению с 2000 и 1999 гг. (WSJ, 30. 11. 2002) ПРАЗДНИК НЕПОКУПАНИЯ: Вслед за "черной пятницей" идет еще один праздник - Buy Nothing Day (День без покупок) , ежегодно отмечаемый противниками консьюмеризма по всему миру. В пятницу в центре Нью-Йорка активисты разместили постеры, изображающие сердитого Дядю Сэма, повелевающего согражданам "поумерить свои аппетиты". Плакаты аналогичного содержания были размещены на Оксфорд-стрит в Лондоне (с изображением королевы, грозящей пальцем) , а также в Германии, Дании, Финляндии, Италии. Типичный сюжет протестного плаката: Санта-Клаус велит людям отправляться домой и наслаждаться праздником, вместо того чтобы ломиться в магазины за покупками. Движение против консьюмеризма и засилья рекламы родилось в Канаде 11 лет назад силами зеленых и политических активистов, приравнявших консьюмеризм к пагубной зависимости наподобие наркомании.

Источник: Ведомости