28.11.2002

Атака с Востока. Экспансия Al-Jazeera вызывает беспокойство западных телекомпаний



Не успели отшуметь дискуссии вокруг предполагаемого слияния американских новостных гигантов CNN и ABC, как на телерынке возникла новая сенсация. Катарский спутниковый телеканал Al-Jazeera заявил о своих планах с 2003 года начать вещание на английском языке.

Традиционно именно война приносит телеканалам популярность. К американской CNN слава пришла вместе с наступлением американских же танков в Персидском заливе в 1991 году. Никому не известная еще полтора года назад телекомпания Al-Jazeera вышла на международный рынок после терактов 11 сентября и начала афганской операции США. Прямые включения с мест боевых действий, эксклюзивные скандальные интервью (с Осамой бен Ладеном, например), а также штат, набранный из бывших стажеров британской ВВС, обеспечили ей полное доверие арабских телезрителей и интерес западных. Поговаривали также о связях компании с "Аль-Каидой" - дескать, именно оттуда и брался эксклюзив, но разговоры эти остались бездоказательными, как и слухи о тесных отношениях CNN с руководством НАТО.

А вот западным вещателям война на сей раз принесла проблемы. Год за годом они сокращали расходы на корпункты за рубежом - во-первых, получать новости через информационные агентства было куда дешевле, во-вторых, зарубежные новости не могли конкурировать с местными. С началом же военной операции в Афганистане интерес аудитории к событиям за рубежом заметно возрос, и западным телекомпаниям пришлось тратиться на дорогое оборудование, журналистов и ретрансляторов сигнала.

Более того, ВВС и CNN спешно создали службу вещания на арабском языке, чтобы потеснить Al-Jazeera. До последнего времени, правда, конкуренция между каналами не была прямой: арабский канал лидировал скорее в Азии, где оттягивал на себя часть потенциальной аудитории. В Великобритании Al-Jazeera имела низкие рейтинги, поскольку вещала на арабском языке. Да и пробилась она туда лишь благодаря помощи австралийского магната Руперта Мэрдока. Он предоставил каналу для вещания платформу Sky Digital (части спутниковой коммерческой сети B-sky-B). Для Мэрдока это был не только коммерчески выгодный, но и тактический ход - тем самым оборотистый австралиец исподволь подрывал позиции CNN и BBC - главных конкурентов своего канала новостей Fox News.

Западные компании оказались между Сциллой и Харибдой: с одной стороны - растущие расходы, с другой - конкуренция. Так что разговоры о возможном слиянии CNN и ABC (вернее, новостного подразделения последней - ABC News) не от хорошей жизни. Тем самым компании надеются сэкономить средства, закрыв пересекающиеся корпункты и уволив "лишних" журналистов. Несмотря на целый ряд вопросов, возникающих по поводу этого слияния (например, как будет делиться время между "звездами" обоих каналов?), оно могло бы принести неплохие плоды. Если бы Al-Jazeera продолжала вещать только на арабском языке. И если бы у нее за душой по-прежнему не было ничего, кроме новостного эксклюзива.

Однако теперь ситуация в корне меняется: катарский телеканал перепозиционирует себя как международного игрока и собирается бороться не только за арабского зрителя. Сперва он начнет дублировать новости на английском языке, а если идея окажется успешной, создаст полноценную англоязычную версию. К своим 27 корпунктам Аl-Jazeera собирается добавить еще ряд новых на Западе. А также создать специализированные спортивный и деловой каналы. Более того, в перспективе компания планирует предоставлять свой логотип для использования в производстве товаров класса "люкс" и тем самым начать наконец зарабатывать деньги. Ведь, несмотря на громкие журналистские успехи, она до сих пор живет преимущественно за счет субсидий катарских властей и пока не может выйти на прибыльность.

Источник: Известия МЕДИА