25.11.2002

Johnie Walker вышел на улицу. Реклама алкогольных напитков исподволь возвращается на городские улицы.



Вслед за калининградской РВВК, рекламирующей слабоалкогольный коктейль в упаковке водки "Флагман", компания Diageo начала рекламу коктейлей Johnie Walker One под логотипом одноименного виски. Fнтимонопольное ведомство намерено бороться против такого рекламного хода, но пока не знает как.
Во второй половине 90-х продавцы алкоголя тратили на наружную рекламу крепкого алкоголя только в Москве не меньше $15 млн в год. Принятый в 1999 г. закон о производстве и обороте алкогольной продукции запретил рекламу спиртного крепче 15% везде, кроме мест продаж и специализированной прессы. По оценке маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", в Москве рекламой крепкого спиртного занято около 1% щитов. Распространителей подобной рекламы штрафует МАП.

В конце ноября российское представительство крупнейшей в мире алкогольной компании Diageo (оборот - около $18 млрд в год) разместило на 60 щитах формата 3 х 6 м рекламу слабоалкогольного коктейля Johnie Walker One (гендиректор маркетингового агентства "Эспар Аналитик" Андрей Березкин оценивает рекламные затраты не менее чем в $50 000 в месяц). Как сообщил "Ведомостям" представитель Diageo, компания начала продажи в России нового слабоалкогольного коктейля "Виски с содовой" крепостью 5% , выпускаемого в Таиланде. На днях Johnie Walker One поступит в крупные торговые сети Москвы - "Перекресток", "Седьмой континент", "Рамстор", Metro и Auchan. Бутылка с напитком емкостью 0,3 л стоит примерно 100 руб.

Реклама слабоалкогольных коктейлей, внешне имитирующих крепкие напитки, - маркетинговая новинка этой осени. В начале ноября Русская вино-водочная компания (РВВК) разместила в крупных российских городах щиты с рекламой слабоалкогольного коктейля "Флагман". Рекламные кампании РВВК и Diageo роднит то, что упоминание про слабоалкогольный коктейль на щитах написано мелким шрифтом, а изображение очень похоже на выпускаемый компаниями крепкий напиток.

"Они придумали отличный ход, как остроумно и совершенно легально рекламировать [виски] Johnie Walker", - говорит Екатерина Анфиногенова, директор по маркетингу компании "ОСТ-Аква", выпускающей и водку, и слабоалкогольные коктейли Vintage. Она полагает, что коктейль Johnie Walker не будет пользоваться широкой популярностью. "Это премиум-продукт, и вряд ли они смогут рассчитывать на хорошие продажи", - считает Анфиногенова. В Diageo говорят, что коктейль пока будет продаваться только в Москве, чтобы протестировать рынок. "Продажи продукта начались в Таиланде в марте этого года и идут успешно. Благодаря коктейлю молодые потребители начинают понимать вкус виски", - говорят в компании.

Министерство по антимонопольной политике пока не решило, как реагировать на новую рекламную концепцию Diageo и РВВК. Московское теруправление МАП закупило ящик коктейля и "анализирует документы", сообщил один из сотрудников ведомства. Как сказал "Ведомостям" начальник отдела МАПа по контролю за рекламой Сергей Пузыревский, в течение месяца будет решено, возбуждать ли дело против Diageo. На недавнем семинаре МАП по контролю за исполнением рекламного законодательства рассматривались варианты привлечения производителей к ответственности за "введение потребителя в заблуждение", но прецедентов пока нет.

По мнению Виктора Станковского, патентного поверенного компании "Городисский и партнеры", обвинить Diageo в каких-либо нарушениях будет сложно - ведь рекламируемый продукт будет широко представлен в продаже. "Это абсолютно легальный ход, - говорит вице-президент РВВК по маркетингу Герман Климовский. - Крепкий алкоголь нуждается в массовых коммуникациях, и государство должно подумать, как сделать ограничения рекламы спиртного разумными. Наружную рекламу алкоголя, к примеру, видят в основном водители, а не дети".

Источник: Ведомости