14.11.2002
Лужков недоволен доходами метро

Московское правительство приняло программу развития метрополитена на 2003–2004 годы. Однако его руководитель Дмитрий Гаев больше не может чувствовать себя в безопасности.

На сегодняшнем заседании правительства Москвы произошло важное для московского метро событие. Мэр города Юрий Лужков в жёсткой форме предъявил претензии начальнику метрополитена Дмитрию Гаеву за то, что тот не учитывает нынешнее сложное положение с бюджетом города и вместо поисков внебюджетных средств просит дополнительного финансирования.

А началось всё довольно мирно. Дмитрий Гаев представил давно известные планы строительства новых станций, рассказал о трудностях, а затем попросил к заложенным в бюджет на следующий год 3860 млн руб. добавить ещё 2400 млн. Просьба явно не вызвала энтузиазма у Юрия Лужкова – в городском бюджете и так слишком много дыр.

В начале 2003 года будет введен в эксплуатацию участок Бутовской линии – от станции «Бульвар Дмитрия Донского» до станции «Бунинская аллея», а позже откроется движение от станции «Киевская» до «Парка Победы» Арбатско-Покровской линии. Тогда же начнется проектирование и строительство «легкого метро» от «Юго-Западной» в Солнцево, а также строительство в районе между «Чкаловской» и «Трубной» Люблинско-Дмитровской линии.

В 2004 году будет введено в строй мини-метро от «Киевской» до делового центра «Москва-Сити» с реконструкцией Филевской линии и электродепо «Фили». Кроме того, откроется второй выход на «Маяковской», а Бутовская линия будет продолжена до станции метро «Чечерский проезд».


Метро – одно из приоритетных направлений работы городской власти. Как сказал Юрий Лужков, «если снизим темпы строительства метро, угробим город».

Но подземные дороги – дорогое удовольствие. Строительство 1 км обычного метро стоит $60–90 млн, мини-метро (мелкого залегания) – $35–40 млн, лёгкого (наземного) – около $18 млн. Кроме того, нужно строить станции, выходы, инфраструктуру. Учитывая, что федеральный бюджет, по сведениям городских чиновников, практически перестал помогать в финансировании этих мероприятий, местная казна с расходами просто не справляется.

Поэтому притязания начальника метро мэр воспринял весьма скептически: «Нам не хватает не денег, а мозгов». По мнению Лужкова, нужно искать внебюджетные источники финансирования, активнее работать с инвесторами

Один из вариантов решения этой проблемы предложил сам Гаев, пообещавший в первом квартале будущего года подготовить предложения по созданию Транспортной инвестиционной компании. Предполагается, что она должна получить право на использование земли, по которой проходят транспортные потоки. Причём начальник метро хочет включить в эту систему не только землю над туннелями и вокруг станций собственно подземки, но и пространство поблизости от линий наземного транспорта.

Юрий Лужков проигнорировал это предложение. Более того, он предложил отобрать у метрополитена «лишнюю» землю: «Есть участки, где по 20 лет стоят заборы и ничего не строится, в то время как каждая сотка земли стоит больших денег». Эти и другие «излишки» мэр предложил сдать в аренду, а вырученные деньги направить на строительство метро.

Другой источник дохода – существующие и строящиеся станции, находящиеся в отдельных зданиях. Их можно использовать, получая инвестиции от заинтересованных фирм. Пока есть только один пример такой работы – договорённость о создании торгово-офисного центра на «Маяковской». Инвестор проекта согласен оплатить строительство второго выхода с этой станции метро за право построить рядом центр площадью 20 тыс. кв. м. Но это была инициатива не метрополитена, а самого инвестора.

Наконец, мэр прозрачно намекнул на своё недовольство деятельностью созданной при участии Дмитрия Гаева фирмы «Метрос-медиа», которая занималась размещением рекламы в метро и приносила свою почему-то очень небольшую прибыль в городской бюджет. Юрий Лужков пообещал разобраться с ней с помощью прокуратуры и заявил, что не принял предложение Гаева по новой кандидатуре её директора. Сделав столь серьёзные заявления, мэр попенял директору метрополитена на его излишнюю самостоятельность:

«Объявления об изменении ценообразования и других неприятных вещах должен делать мэр, а не вы или ваши сотрудники, – строго сказал Лужков. – Не надо пугать народ заявлениями, которые ещё не рассматривались ни правительством Москвы, ни городской думой». Речь шла о возможном переходе на зонную систему оплаты проезда.

Никогда еще Дмитрий Гаев, периодически отчитывающийся об успехах своего хозяйства и считавшийся одним из весьма влиятельных чиновников, не подвергался такой публичной порке со стороны Юрия Лужкова. По мнению наблюдателей, именно скандал с фирмой «Метрос-Медиа» стал причиной возникновения напряженности в его отношениях с мэром. Правда, сам «князь подземелья», как иногда называют Гаева, бодрости духа не теряет. Отвечая на вопрос «Газеты.Ru» о причинах критики, он по традиции обвинил во всём прессу, сказав, что «газеты врут».

Источник: Газета.RU