15.10.2002
Россия стала лучше. Международным борцам с отмыванием денег понравились наши законы

Россию вычеркнули из списка стран, плохо борющихся с отмыванием денег. Наши банкиры рассчитывают, что теперь им станет легче работать с иностранными коллегами. А нашим дипломатам будет легче согласиться с жесткой политикой США по отношению к Ираку, полагают некоторые наблюдатели.
Россия больше двух лет провела в черном списке Рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF). В минувшую пятницу она его покинула. Причем довольно спешно - FATF даже не дождалась, пока в наше "антиотмывочное" законодательство внесут оговоренные изменения. Пока только Государственная дума приняла поправки, требующие обязательного контроля за операциями со средствами и имуществом лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Раньше рабочая группа на такие исключения не шла.

За последние два года из черного списка FATF исключены Багамы, Каймановы Острова, Лихтенштейн, Панама, Израиль, Ливан, Сент-Киттс и Невис, Маршалловы Острова, Доминика, Ниу, Россия.

Добавились к списку Египет, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Нигерия, Гренада, Украина.

Вред от пребывания России в черном списке (всего в июне 2000 г. в него попали 26 стран) был главным образом имиджевым. Статус страны, недостаточно эффективно мешающей легализации преступно нажитых денег, не повлек за собой применения санкций. Но от российских банков и предприятий, работающих за рубежом, стали требовать предоставления большого объема дополнительной информации об акционерах, клиентах и проводимых операциях. Кроме того, западные банки направляли огромное количество запросов в связи с платежами компаний и лиц, которые казались им подозрительными. "Мы чувствовали себя банком второстепенной страны", - говорит вице-президент БИН-банка Олег Харитонов.

За два года Россия удовлетворила все претензии FATF. В частности, был принят закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и создан Комитет финансового мониторинга (КФМ) , отслеживающий сомнительные операции. А этой осенью появились и антитеррористические поправки. "У FATF не было сомнений в том, что закон примут, а больше ничего нельзя было придумать, что могло бы помешать исключению России [из черного списка], - это было бы уже запредельно", - говорит заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин.

"Это была болезненная и унизительная процедура, но мы ее прошли, - резюмирует высокопоставленный источник в Кремле. - Это надо было сделать". Все опрошенные "Ведомостями" официальные лица говорят, что Россия заслужила исключение из неприятного списка тщательным выполнением требований FATF. "Они получили полное подтверждение нашего соответствия их требованиям", - говорит пресс-секретарь КФМ Наталья Коновалова. Того же мнения придерживается и пресс-секретарь FATF Хелен Фишер.

Однако независимые наблюдатели обсуждают и геополитические мотивы решения FATF. "Я не исключаю, что это может быть связано с подготовкой ударов по Ираку", - говорит президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. По мнению бывшего главы банковского комитета Госдумы Александра Шохина, США и Великобритания стремятся заручиться российской поддержкой новой, более жесткой резолюции ООН по Ираку. "Их [США и Великобритании] дипломатические усилия могли натолкнуться на то, что Россия остается в черном списке как страна, плохо борющаяся с терроризмом", - говорит Шохин.

Так или иначе, теперь российские банкиры ожидают, что работать им станет проще. "Ограничения на деятельность российских банков на международных рынках не всегда были обоснованны и иногда использовались в интересах конкурентной борьбы, - сказал "Ведомостям" первый заместитель председателя правления Моснарбанка Вадим Лисовский. - Мы надеемся, что все это теперь отойдет в прошлое".

Впрочем, переоценивать значение решения FATF банкиры не склонны. Как говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, "[исключение и черного списка] не означает, что завтра все будут говорить, что теперь мы безоглядно вам доверяем и будем безоглядно вас кредитовать".

А банковский эксперт ИЦ "Рейтинг " считает, что "скорее всего, существенного улучшения это [исключение из черного списка] нам не принесет, потому что те банки, которым нужно проводить какие-то операции, уже и так нашли способы делать это быстро, эффективно и дешево".

Источник: Ведомости