30.09.2002
Косметический рынок Бразилии. Обзор рынка.

В настоящее время бразильский рынок косметики и средств по уходу за телом находится в стадии роста. Несмотря на вялость общей экономической ситуации, реальный рост в косметической отрасли и отрасли средств по уходу в Бразилии составил в 2001 году 1.6%. Рост объема продаж парфюмерно-косметической продукции в 2001 году составил 9,3 % (8,7 млрд долл.). Для сравнения в 1997 году эта цифра составляла 4,8 млрд долл. Однако надо учитывать, что в 2000 году аналогичный рост продаж составил 13,6%. По имеющимся прогнозам номинальный рост 2002 году составит приблизительно 10%.

Такие его сегменты как средства по уходу за волосами, женские моющие средства для волос, а также мужские средства по уходу за телом относятся к числу перспективных с точки зрения осуществления продаж сегментам рынка. Наиболее высокие показатели объемов продаж были отмечены в первом сегменте, поскольку 25% тех расходов, которые женщина тратит на парфюмерно-косметические товары, приходится именно на эту группу товаров.

Небывало высокие темпы роста отмечались и в группе мужской косметической продукции. Согласно имеющимся прогнозам, на ближайшие годы в этом сегменте также ожидаются превышающие средние темпы роста. Если в 1998 году доля парфюмерно-косметических товаров для мужчин составляла 0.5%, то к 2001 году она выросла до 2.5%. Хотя цифра в 2,5% может показаться низкой, тем не менее, это в пять раз выше уровня, существовавшего три года назад. Эксперты предсказывают, что сегмент обладает высоким потенциалом роста в будущем, в особенности, это относится к двум самым крупным и развитым городам Бразилии: Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

Традиционно, наибольшим спросом в данной отрасли бразильского рынка пользуются средства по уходу за телом. В 2001 году почти 2/3 общего объема продаж приходилось именно на этот сегмент.

В соответствии с опросом, проведенным профессиональной ассоциацией Abihpec, в будущем покупательский спрос будет возрастать на продукцию, в составе которой содержатся натуральные активные вещества. Многие национальные производители Бразилии стремятся отыскать в обширной области, прилегающей к Амазонке, а также в старых лесах, расположенных в прибрежных районах страны, новые активные элементы с тем, чтобы использовать в своих препаратах все то разнообразие, которое дарит людям богатейшая бразильская природа.

Самые популярные брэнды



В конце февраля 2002 года информационные ассоциации опубликовали результаты исследования по изучению популярности брэндов, в котором приняли участие 2.5 миллиона человек со всей Бразилии. В исследовании под названием «Marcas do seu Coracao” самыми популярными в своей товарной группе стали следующие марки:
  • дезодоранты – Rexona
  • шампуни – Seda (Unilever)
  • зубная паста – Colgate
  • крем для кожи – Nivea
  • парфюмерия – O Boticariao

    В 2000 и 2001 годах национальные производители вложили около 130 млн долл. инвестиций. По ожиданию профессиональной Ассоциации в период между 2002 и 2006 годами будет произведено инвестиций на сумму около 700 млн долл., которые будут направлены на реализацию проектов по расширению брэндов, модернизацию производственных систем и разработку новых видов продукции.

    Структура промышленности

    За последние несколько лет на фоне динамично развивающегося рынка объем продаж резко увеличился. В 2001 году объем продаж был примерно 2.8 миллиардов евро (цены производителей), что составляет 1.6%-й рост. По прогнозам Abihpec, уровень роста номинально достигнет 10% при темпах инфляции, колеблющихся от 4 до 5%.

    Тенденции продаж национальных производителей (заводские цены)


     19981999200020012002
    Продажи, млрд евро2,0242,2642,5732,8133,088
    Рост 11,9%13,6%9,3%10 %
    Инфляция2,1 %8,9 %6,0 %7,7 %5,0 %


    Источник: Abihpec

    За 2001 год объем национальных продаж парфюмерно-косметической продукции достиг 767 миллионов тонн, с ежегодным приростом 3.1%.

    Согласно представленным Abihpec оценкам, производство косметики и средств по уходу за телом рассосредоточено между 1157 предприятиями, большинство из которых находятся в собственности или под контролем национальных компаний. В этой отрасли задействовано примерно 2.2 миллиона человек, занятых в производстве, маркетинге и сфере сбыта. Хотя большинство этих компаний являются малыми предприятиями (95%), доминирующие позиции на рынке принадлежат крупным компаниям, то есть тем, владельцами которых являются зарубежные многонациональные корпорации. 250 компаний являются членами ассоциации Abihpec.

    Крупнейшие экспортеры в этой области: США, Франция и Италия. До аргентинского кризиса можно было говорить о том, что Аргентина стремится занять определенную нишу в экспорте в эту страну.

    Импорт парфюмерно-косметического рынка Бразилии с 2000 по 2001 год снизился на 6 млн долл. (2000 год – 188 млн долл., 2001 год – 182 млн долл.).

    Экспорт же, наоборот увеличился. В 2000 г. – 128 млн долл., в 2001 году – 165 млн долл.

    В авангарде идут крупные компании

    В соответствии со своими собственными цифрами, Unilever является лидером рынка в области производства мыла (Lux, Dove, Rexona, Vinolia), шампуней (Seda, Organics) и дезодорантов (Axe, Dove, Rexona).

    Самым крупным национальным производителем является компания Natura, которая осуществляет свои продажи через общенациональную сеть представителей.

    Бразильская компания O Boticariao начинала свою деятельность как аптека и со временем превратилась в одного из самых крупных производителей парфюмерно-косметической продукции в стране. O Boticariao также владеет крупнейшей сетью франчайзинговых структур в Латинской Америке, Португалии и Японии, объем продаж которых составляет 455 млн долл.

    10 самых крупных производителей (2000 г.)


    КомпанияКонтрольОборот,млн. долл.
    UnileverВеликобритания/Нидерланды2.634,4
    AvonСША773,6
    Johnson & JohnsonСША 700, 0
    NaturaБразилия531, 4
    GilletteСША376,2
    Reckitt BenckiserВеликобритания/Нидерланды350,0
    L’OrealФранция215,8
    KolynosСША168,8
    O BoticariaoБразилия165,1
    Procter & GambleСША155,1


    Источник: «Gazeta Mercantil Balanco Annual”, “Exame – Maiores e Melhores”

    Размер прибыли и цены

    Размер прибыли в сфере розничной торговли массовыми средствами по уходу за телом и косметикой находится в интервале между 70- 80%. Размер прибыли от реализации экс-клюзивной продукции и импортных товаров, продающихся меньшими партиями, варьиру-ется между 100- 150%.

    Базовые розничные расценки на основные косметические средства и средства по уходу за телом


    Производитель/МаркаВид продукцииЕмкостьЦена в евро
    NaturaГубная помада16,28
    AvonГубная помада11,47-4,11
    O BoticarioМужские духи, Styletto80 мл7,98
    Ralph LaurenМужские духи, Polo Verde59 мл42,54
    O BoticarioЖенские духи, Dreams59 мл42,54
    Dolce&GabbanaЖенские духи100 мл92,64
    UnileverШампунь, Seda350 мл1,20
    O BoticarioШампунь для нормальных волос400 мл5,32
    KolynosМыло, Palmolive90 гр.0,17
    Lever-Faberge (D)Мыло, Dove100 гр.0, 31
    Unilever (Chile)Дезодорант стик, Rexona50 гр.2,06
    Beiersdorf (D)Дезодорант спрей, Nivea50 гр.2,06


    Данные за февраль 2002 года

    По мнению бразильских производителей, причиной высоких цен в значительной степени является налоговое бремя. Например, в среднем налоговая ставка по IPI (Industry Product Tax) колеблется между 10-20%.

    Ставка налога ICMS обычно составляет около 12% или 17% на импорт. Добавить к этому подоходный налог и налог на прибыль и в результате конечная потребительская цена на косметику и товары по уходу за телом в среднем на 50% поглощается налогами.

    Каналы дистрибуции

    Бразильские национальные производители продают свою продукцию через представите-лей, региональные офисы продаж, которые расположены в крупных городских районах, и/или прямо через аптеки и супермаркеты. На эти традиционные канаты дистрибуции приходится примерно 75% рынка. На продажи в разнос (через агентов, предлагающих то-вары покупателям на дому), а также продажу через друзей и коллег приходится 21%. Бразильская компания Natura, имеющая сеть из 260 000 внештатных или работающих по принципу частичной занятости агентов по продажам во всей стране, наряду с компанией Avon работает по системе многоуровневого сетевого маркетинга.

    Компании часто распространяют парфюмерию через собственные франчайзинговые мага-зины; по такой системе осуществляется 20% продаж. Однако, в общем, на такой канал приходится лишь около 4% от общего оборота. Что касается этой маркетинговой концеп-ции, то с начала 2002 года O Boticario является лидером на рынке с сетью, включающей более 2100 магазинов, действующих по принципу франчайзинга.

    Источник: Журнал "Новости в мире косметики"