18.09.2002
Козы вместо табака. Американские фермеры нашли, чем заняться

ЛИТЧФИЛД (штат Кентукки) - В последнее время разведение коз стало одним из самых быстро растущих секторов сельскохозяйственного рынка США. Именно эту нишу облюбовали сотни частных фермерских хозяйств, прежде специализировавшихся на выращивании табака.
Большую часть жизни Нолан Эскью с супругой посвятили табаководству. Однако сейчас этот рынок потерял изрядную долю привлекательности: обилие судебных исков к табачным компаниям, падение спроса и сокращение госсубсидий отбили у многих фермеров желание продолжать табачный бизнес. Супруги Эскью решили переключиться на выращивание коз: оказалось, что это весьма перспективное дело, которым тем не менее уважающие себя американские фермеры до сих пор практически не занимались. Этот сегмент рынка до сих пор страдает от обывательских предрассудков: рядовой американец представляет себе козла как грубое вонючее животное, которое может служить пищей разве что для жителей Дикого Запада или бедняков-простолюдинов из южных штатов. Однако сегодня спрос на мясные породы коз растет даже на Восточном побережье и в центральных штатах.

Хотя специалисты утверждают, что козлятина по вкусовым и питательным качествам ничуть не хуже говядины или свинины (больше витаминов, меньше холестерина) , она остается экзотическим продуктом, который редко встретишь в ресторанах и супермаркетах. В истории сельского хозяйства США уже бывали случаи, когда фермеров тянуло на экзотику: в середине 1990-х мода на страусиное мясо привела к настоящему инвестиционному буму, который, впрочем, быстро прошел. Но на этот раз речь идет о рынке, способном к естественному росту - главным образом за счет иммигрантского населения. Активно покупают козье мясо мусульмане. Козлятина хорошо вписывается в их религиозные и культурные традиции: есть специальные молитвы, которые читают над козленком, прежде чем перерезать ему горло. Ямайские иммигранты предпочитают мясо крупных старых козлов для приготовления карри. Арабы берут тощих козлят для шиш-кебаба (нечто вроде шашлыка). Мексиканцы пекут козленка на специальных решетках, отрезая от него мелкие кусочки для начинки кукурузных лепешек "тако". "На страусятину внутреннего спроса никогда не было - рынок рос не за счет потребителя, а за счет ажиотажа инвесторов, - объясняет Роберт Мелхиор, специалист в области животноводческого рынка из Корнелльского университета. - А здесь совсем другое дело".

По данным Министерства сельского хозяйства, за последние 10 лет объемы поставок мяса на рынок США выросли более чем вчетверо - с 1361 т в 1990 г. до 5715 т в 2001 г. За тот же период забой коз в американских животноводческих хозяйствах, находящихся под контролем министерства, вырос почти вдвое и сейчас составляет почти 560 000 голов ежегодно. Однако эти данные не учитывают фермы и хозяйства, находящиеся в ведении отдельных штатов, так что реальные цифры, очевидно, гораздо выше.

В Кентукки семейных фермерских хозяйств больше, чем в любом другом восточном штате. Традиционно 85% их занимались выращиванием табака, как упомянутая семья Эскью. До поры до времени они пользовались поддержкой властей, получая федеральные субсидии, которые, однако, сократились за последние пять лет наполовину. Табаководство стало неприбыльным: 60% фермеров, чтобы свести концы с концами, ищут новый источник дохода. Власти штата развивают программы диверсификации: в качестве альтернативы активно предлагается козоводство. На эти программы идут как раз средства, полученные по мировым соглашениям с табачными компаниями. В Кентукки фермерам выделили $110 млн, полученных в результате урегулирования табачных исков: эти субсидии помогут выжить многим мелким хозяйствам. В прошлом году фермеры получали поощрительные гранты в размере $4500 на приобретение поголовья и оборудование. Бывшие амбары для хранения табака хорошо подходят для коз - более крупные животные не поместились бы в них.

Вряд ли козье мясо принесет фермерам такие же прибыли, что и табачный лист в лучшие времена. Однако на Восточном побережье килограмм козлятины стоит оптом больше $2, тогда как говядина высшего сорта едва тянет на $1,5. (WSJ)

Источник: Ведомости