08.08.2002
Молочные реки вышли из берегов

В России делят сгущенку. Под привычной бело-сине-голубой ромбовидной упаковкой зачастую скрывается псевдомолоко, цена которого на 2-3 рубля ниже обычного. С нового года Госстандарт запрещает называть сгущенку с растительными жирами молоком, а МАП собирается отнять у суррогата традиционную этикетку.

Cгущенка с рыбьим жиром

Довольно известная инвестиционная компания "Ингеоком", которая реализует в Москве строительные проекты, занимается еще и производством сгущенного молока с сахаром.

В феврале подразделение компании, "Ингеоком КРТ", которое контролирует 9% рынка сгущенки, спровоцировало скандал в этом секторе рынка. "Ингеоком КРТ" разослал в МАП, Минздрав и Госстандарт письма с просьбой запретить называть "сгущенным молоком" консервы, в состав которых входят растительные жиры.

"Ингеоком КРТ" в первую очередь целился в своих конкурентов, производящих популярные консервы по техническим условиям (ТУ) из сухого молока с использованием растительного жира (например, пальмового масла и рыбьего жира).
Сам "Ингеоком" гордится тем, что делает традиционную сгущенку по ГОСТу 1978 года. По данным компании, себестоимость правильного сгущенного молока на 35-40% выше, чем суррогатного, что дает ощутимое ценовое преимущество конкурентам.

Только правду
МАП согласился, что молоком можно называть только продукт секреции молочных желез коровы, а не смесь сухого молочного порошка с растительным жиром. В распоряжении "ГАЗЕТЫ" имеется письмо МАП, в котором действия производителей, "выражающиеся в использовании сине-голубой ромбовидной этикетки с надписью "сгущенное молоко" для продукта, в состав которого входят иные компоненты помимо цельного молока и сахара, подпадают под признаки недобросовестной конкуренции" и являются прямым нарушением Закона "О защите прав потребителей".

Источник в Госстандарте пояснил "ГАЗЕТЕ", что хотя в действующем законодательстве в целом прописаны правила информирования потребителей о качестве и составе продуктов, однако там остались лазейки, которые позволяют недобросовестным производителям вводить покупателей в заблуждение. Например, с одной стороны консервной банки они крупно пишут "молоко", а с другой - мелко и неразборчиво "растительные жиры". Госстандарт уже принял дополнения в ГОСТ, согласно которым с 1 января 2003 года псевдосгущенка официально будет называться "растительно-молочный" или "молочно-растительный" продукт. Теоретически новое наименование можно будет "спрятать" на этикетке, но в этом случае сгущенку придется как-то по-другому называть. А это дополнительные затраты на брендирование, которые по карману далеко не каждому консервному заводу.

Пожалуй, единственной надеждой таких производителей является традиционная бело-синяя этикетка: согласно проведенным исследованиям, у 80% покупателей она ассоциируется со старым добрым сгущенным молоком.

Заметим, что надежда небезосновательна. С одной стороны, надзорные ведомства намерены отнять привычную наклейку у недобросовестных производителей. Но, как удалось выяснить "ГАЗЕТЕ", этот дизайн этикетки не зарегистрирован как товарный знак, формально никому не принадлежит и не является объектом интеллектуальной собственности.

"У нас рыночная экономика, - говорит начальник отдела защиты прав потребителей территориального управления МАП по Москве и Московской области Татьяна Пирожкова. - Поэтому напрямую запретить хозяйствующему субъекту использовать те или иные цвета на упаковке мы не можем. Следовательно, надо будет искать какое-либо нарушение, чтобы можно было за что-либо зацепиться. Это большая работа, но я думаю, что она будет сделана, так как вопрос уже вышел на очень высокий федеральный уровень".

Источник: Газета