19.07.2002

Обзор российского рынка чипсов

В 1853 году американский железнодорожный магнат-миллионер, великий и ужасный коммодор Вандербильт принимал у себя французских компаньонов по бизнесу. Во время обеда в их честь один из французов сделал замечание, что на их родине картофель жарят более тонкими ломтиками. На это Вандербильт, который был большим гурманом, тут же велел своему повару Джорджу Круму приготовить новую порцию. Картофель был нарезан ломтиками чуть толще бумажного листа, обжарен в кипящем масле и приправлен солью. Приготовленное кушанье очень понравилось как Вандербильту, так и его гостям и вскоре было запатентовано. Так в большом разнообразии приготовления блюд из картофеля появилось новое направление, которое разрослось в наше время до огромной индустрии, а данный день считается днем рождения чипсов.

В нашу страну мировая индустрия производства чипсов пришла вместе с бумом импорта продуктов в начале 1990-х годов. После единственного, еще советского, десятикопеечного хрустящего картофеля многообразие появившихся на полках магазинов и в ларьках красиво упакованных «заморских» чипсов вызывало непреодолимое желание попробовать все и сразу.

На сегодняшний день в данной сфере производства продуктов питания уже сформировались свои предпочтения – появились наиболее популярные марки, полюбившиеся добавки, определился круг основных потребителей. От 30 до 40% хрустящего картофеля съедают любители пива в возрасте от 16 до 45 лет, 30% - дети от 3 до 15 лет, около 20% чипсов предпочитает употреблять молодежь в возрасте от 16 до 23 лет для утоления голода.

По оценкам специалистов, соотношение потребления чипсов российского и зарубежного производства в нашей стране составляет примерно 50 на 50%. Из отечественных компаний лидером является «Русский продукт» - владелец фабрики «Колосс», выпускающий знакомый всем с детства хрустящий картофель. Другие российские чипсы – «Наш чемпион», которые компания «Русский картофель» начала выпускать всего лишь в 1998 году, быстро пришлись по вкусу многим любителям «похрустеть» и уже заняли достойное место на рынке. В число ведущих предприятий входит и «Вологодский пищекомбинат», который вовремя нашел хорошего инвестора – московскую фирму «Кунцево», благодаря чему сумел поправить свое положение и увеличить объемы продаж. Почувствовав растущий спрос и осознав быструю окупаемость вложений, оставшийся сегмент рынка среди российских фирм заняли малые и средние предприятия, запустившие на сегодняшний день уже большое количество линий по производству хрустящего картофеля.

Российские чипсы привлекают прежде всего низкой ценой и укрепившимся в сознании людей представлением о «натуральности» отечественных продуктов. Ведь многие помнят скандалы, связанные с использованием зарубежными производителями модифицированных продуктов или заменителя жира, который плохо усваивается в организме. Что касается импортных чипсов, то здесь устойчивый спрос обусловлен их особым вкусом, а также привязанностью людей с хорошим достатком к определенной любимой марке.

Основными игроками на мировом рынке производства чипсов являются всемирно известные компании и их раскрученные брэнды. Не каждому обывателю известно, что, например, изготовителем чипсов Pringles является компания Procter&Gamble, которую у нас больше знают как «моющую». Крупнейшему производителю упакованных пищевых продуктов Kraft Foods Inc. (кофе Jacobs, Maxwell House), входящему в корпорацию Philip Morris, принадлежит брэнд Estrella. А чипсы Lays продает по всему миру компания Frito-Lay, которая является подразделением известной даже младенцам PepsiCo. Надо ли после этого удивляться, почему на российском рынке отечественный производитель хрустящего картофеля оказался сильно потеснен такими иностранными промышленными гигантами, которые вкладывают громадные суммы в рекламу и продвижение своих продуктов. Даже после закономерного уменьшения импортных поставок, последовавшего за кризисом 1998 года, данная отрасль ожила очень быстро и за последние 3 года импорт возрос более чем в 3 раза!

В 1999 году, по данным таможенной статистики, поступления на российский рынок чипсов зарубежного производства составили 4,7 т на $11 млн (общая сумма заключенных контрактов). В 2000 году потребление хрустящего картофеля уже превысило докризисный уровень и общий импорт возрос до 10,7 т в натуральном выражении и до $22,4 млн – в денежном. Если же рассматривать данные за 11 месяцев 2001 года, то ввоз импортных чипсов достиг 17,6 т, или $33,1 млн. Неплохая динамика, не правда ли? И это все на фоне одновременного наращивания мощностей и российскими производителями.

В связи с введением в Европе новых картофелеобрабатывающих предприятий произошли глобальные изменения в делении импорта по странам. Если доля поступлений чипсов с заводов Frito-Lay из Польши в 1999-2000 годах составляла от 80 до 90%, то за январь – ноябрь 2001 года она снизилась до 51% (рис. 1). 14% от общего объема импортируемого хрустящего картофеля Frito-Lay стала поставлять из Турции и 9% - из Бельгии. Из Финляндии (11%) стала поступать Estrella, а также чипсы Pringles бельгийского производства.

Несмотря на ввод новых мощностей и увеличение объемов продаж, доля импорта чипсов Lays в минувшем году по сравнению с предыдущими уменьшилась. В 2000 году она составляла 77% при расчете в килограммах и 88% - в денежном выражении. За 11 месяцев 2001 года – 54 и 71%, соответственно (рис. 2, 3). По количественным показателям Estrella почти не меняет свой процент на протяжении последних трех лет, а вот по стоимостному критерию – по причине подорожания – ее процент увеличился с 6 до 14. Резко выросла доля поступлений чипсов Pringles (по сравнению с 2000 годом на 18% по весу и на 5% - по стоимости), хотя сотрудники российского представительства Procter&Gamble утверждают, что напрямую чипсами они больше не занимаются. Увеличились поставки картофеля марок Chio, Crunchips и Star.

Высокие темпы роста сделали данный рынок очень привлекательным для инвестиций. Чего только стоит возобновление строительства завода по производству чипсов в подмосковной Кашире компанией Frito-Lay с общим объемом вложений в $ 60 млн. После проведения экспериментов по выращиванию картофеля подходящего качества собирается строить завод в Новгородской области компания Kraft Foods, которая активно выходит на российский рынок пищевых продуктов во многих направлениях (открытие фабрики по расфасовке растворимого кофе в Ленинградской области, покупка у немецкого Stollwerk АG шоколадной фабрики в г. Покров Владимирской области).

Стараются не отставать от иностранцев и отечественные компании. Летом прошлого года «Русский картофель» завершил монтаж новой линии, купленной в Нидерландах, которая позволит увеличить производительность втрое. «Русский продукт» минувшей осенью закупил новое оборудование в Германии. Даже Алла Борисовна Пугачева внесла свою лепту в развитие данной отрасли и купила пришедший в упадок цех в Краснодарском крае. В планах певицы – ремонт и производство все тех же чипсов.

Потребление хрустящего картофеля в нашей стране оценивается сейчас примерно в 0,5 кг на душу населения в год. В Европе этот показатель колеблется от 1 до 5 кг, в США достигает 10 кг. Конечно, до Америки нам еще далеко, но при стабильной экономической ситуации в стране, высокой покупательной способности и иностранных инвестициях потребление чипсов неизменно будет еще расти и пытаться хотя бы немного дотянуть до европейского уровня. А значит, как у производителей, так и у рядовых покупателей хрустящего картофеля поводов для грусти нет. Или, выражаясь молодежным языком: не грустите, лучше похрустите!

СТРУКТУРА ИМПОРТА КАРТОФЕЛЬНЫХ ЧИПСОВ ПО СТРАНАМ.
ЯНВАРЬ – НОЯБРЬ 2001 ГОДА ($)

 


 

ДОЛИ РЫНКА ИМПОРТНЫХ МАРОК ЧИПСОВ ПО СТОИМОСТИ.
ЯНВАРЬ – НОЯБРЬ 2001 ГОДА

 

ДОЛИ РЫНКА ИМПОРТНЫХ МАРОК ЧИПСОВ ПО ВЕСУ.
ЯНВАРЬ – НОЯБРЬ 2001 ГОДА

 



Информация предоставлена: ИАК "ВладВнешСервис"

Russian Food & Drinks Market

Источник: ИАЦ "Информкондитер"