19.07.2002
Иномарки пощадили. Касьянов не пошел на поводу у автопромышленников

Вчера Департамент правительственной информации сообщил, что премьер-министр Михаил Касьянов подписал наконец концепцию развития российского автопрома. Премьер лично правил этот документ и выкинул из него все упоминания о повышении импортных пошлин на автомобили "моложе" семи лет.
Это серьезное поражение автолоббистов - в первую очередь Олега Дерипаски и Алексея Мордашова, но не конец их кампании за увеличение пошлин. К концепции, как водится, в двухмесячный срок должен быть составлен план мероприятий. "Сейчас начинается главная работа", - говорит представитель компании "Руспромавто" Владимир Зеленцов.

Концепция развития автопрома выносилась на рассмотрение правительства дважды. И оба раза Касьянов отправлял ее на доработку, не делая секрета из своего нежелания защищать от конкуренции некачественную продукцию российских автозаводов. На третий раз премьер, видимо, понял, что никаких заметных результатов доработка не даст, и внес в документ собственные коррективы. "Где-то он давал указания аппарату, где-то лично вписывал недостающие, на его взгляд, положения", - рассказал "Ведомостям" один из чиновников аппарата Белого дома.

В результате концепция гласит: "На новую и бывшую в эксплуатации не более семи лет автомобильную технику иностранного производства ставки ввозных таможенных пошлин целесообразно оставить неизменными на семилетний срок - переходный период при вступлении Российской Федерации в ВТО". Лоббисты, напомним, добивались повышения пошлин на новые автомобили с 25% до 35%.

Таков был ответ Касьянова на упрек, высказанный ему президентом Путиным. Тот публично заявил, что правительству "не хватает мужества для проведения политики защиты национального производителя, в частности в сфере автомобилестроения". "Я не хочу вмешиваться в оперативную работу правительства, но мое мнение вам всем известно, и оно остается неизменным", - сказал Путин чуть больше недели назад.

Конечно, полностью проигнорировать мнения президента премьер не мог. Поэтому в концепции сохранилась, хоть и в смягченном варианте, старая идея повышения пошлин на старые машины. "На импортную автомобильную технику, бывшую в эксплуатации более семи лет, необходимо установить ставки таможенных пошлин, соразмерные ставкам на новые автомобили", - говорится в документе. Заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин говорит, что эта фраза означает серьезное повышение пошлин. Но буквально истолковать ее таким образом трудно. Ведь сейчас все машины старше трех лет с объемом двигателя до 2,5 л облагаются пошлиной 0,85 евро за 1 куб. см, а более мощные - 1,4 евро за "кубик". В большинстве случаев сумма, рассчитанная по этим ставкам, значительно превышает 25% от таможенной стоимости машины. В любом случае вряд ли речь в концепции идет об утроении пошлин на "семилетки", о котором чиновники говорили раньше. Конкретные ставки будут прописаны в отдельном постановлении правительства, говорит Волин.

Оставив открытым вопрос о пошлинах на "семилетки", Касьянов предельно четко написал, чего он взамен требует от автопрома. К 2008 г. , а не к 2010 г. , как планировалось ранее, вся продукция российского автопрома должна соответствовать нормам стандарта "Евро-4". К 2010 г. , как говорится в концепции, "необходимо осуществить переход на электронное управление работой двигателя и автомобиля в целом". Сейчас ни один из российских автомобилей таким требованиям не соответствует.

С легкой руки премьера появилось в концепции и странное положение о необходимости ввести "систему страхования автомобильного транспорта и гражданской ответственности с учетом возраста автомобилей". Правда, часть 9 концепции гласит, что стоимость полисов увеличится лишь для старых отечественных авто. Однако Волин утверждает, что правительство не собирается дискриминировать российский автопром. Условия для всех будут равными, обещает чиновник.

Страховщики пока не понимают, о какой системе говорится в правительственном документе. "Очень загадочная формулировка, я услышал ее и очень удивился", - говорит заместитель гендиректора страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. Дело в том, что взносы по страхованию автомобилей от угона и ущерба и так повышаются в зависимости от возраста машины (если брать в процентах от ее стоимости). А взносы по страхованию "автогражданки" начинают расти, как только машине исполняется 10 лет - в "Ингосстрахе", например, они увеличиваются на 25%.

По мнению начальника департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Виталия Княгиничева, в концепции идет речь о системе обязательного страхования гражданской ответственности, которая начнет действовать в июле следующего года. Тарифы на обязательное страхование должно до тех пор установить правительство. Первую и единственную разработку тарифа (около $70 для Москвы) пару месяцев назад представили сами страховщики; "возрастной" градации эта разработка не предусматривала. "Они [правительство] могут ввести повышающий коэффициент для старых машин, но это не так плохо", - говорит Иванов. По словам Княгиничева, старые авто действительно попадают в аварии чаще, чем новые. Впрочем, это можно объяснить и тем, что, по данным аналитика ИГ "Атон" Александра Агибалова, лишь 21% от общего парка автомобилей в России приходится на машины моложе пяти лет.

Источник: Ведомости