12.07.2002
"М. Видео" потянуло на Запад

Одна из крупнейших московских сетей по торговле бытовой техникой - "М. Видео" готовится к выходу на западный фондовый рынок. Руководство сети считает, что полученные от размещения акций средства помогут "М. Видео" успешнее противостоять выходящим на российский рынок западным торговым сетям.
По словам управляющего "М. Видео" Алексея Максимова, размещение акций на фондовом рынке рассматривается компанией как один из вариантов привлечения дополнительных средств на развитие. "Сегодня российские сети используют для расширения собственную операционную прибыль и краткосрочные кредиты, что снижает их конкурентоспособность по сравнению с западными сетями", - считает он. По словам Максимова, сейчас группа компаний "М. Видео" рассматривает технические возможности размещения ценных бумаг компании на фондовом рынке ( "М. Видео" сейчас представляет собой группу компаний, и ей, как минимум, необходимо превратиться в единую компанию и перейти на западные стандарты бухучета; кроме того, по российскому законодательству до вывода на международный рынок компания должна пройти процедуру листинга на одной из российских бирж). Максимов говорит, что в планах компании - предложить к продаже не более 25% акций. Представители компании оказались не готовы назвать сумму, которую предполагается выручить при их размещении.

По словам Максимова, сейчас в "М. Видео" поступает много предложений от потенциальных инвесторов, как российских, так и иностранных. Однако продавать акции стратегическому инвестору руководство "М. Видео" не хочет. "Компании, которая нормально справляется со своими инвестиционными планами, которая не находится в сложном положении, не имеет смысла идти на такие условия", - говорит Максимов. "М. Видео" заявляет, что в этом году ее розничный оборот увеличится до $400 млн против $190 млн в прошлом году. За последние полгода компания открыла девять магазинов - пять в столице и четыре в регионах, инвестировав $12 млн. В результате сейчас сеть насчитывает 23 магазина. В 2003 г. "М. Видео" планирует открыть еще 5 - 6 магазинов в столице и столько же в регионах. Предполагается, что будут открываться как супермаркеты (торговой площадью 1000 - 1500 кв. м) , так и гипермаркеты (2000 - 3000 кв. м).

По данным аналитической группы "Эксперт-МА", в этом году объем рынка бытовой техники в России составит $5 млрд, что на $200 млн больше, чем в 2001 г.

"М. Видео" ведет сейчас реорганизацию управленческой структуры при помощи международной консалтинговой компании ATKearney. А на должность директора по стратегии в компанию приглашен Марк Анри, ранее работавший директором по маркетингу во французском подразделении Kingfisher Group (объединяет торговые сети, специализирующиеся на торговле бытовой электроникой и стройматериалами).

Комментируя планы "М. Видео", Сергей Липский, гендиректор группы компаний "СВ" (сеть "Техносила") , говорит, что задача менеджмента любой компании - сделать ее "продаваемой". А президент ассоциации производителей и торговцев электробытовой и компьютерной техникой РАТЭК Александр Пляцевой замечает, что среди продавцов бытовой техники опыта работы на фондовом рынке не имеет пока никто, но компания, которая выйдет на него первой, получит существенное конкурентное преимущество. "Сейчас компаниям, продающим электротехнику, для сохранения своих позиций на рынке необходимо открывать много новых магазинов, в том числе в регионах, и их собственной прибыли для динамичного развития скоро будет недостаточно", - считает Пляцевой.

В свою очередь начальник отдела инвестиционной компании "Проспект" Александр Корчагин полагает, что "М. Видео" может оказаться малоинтересна для иностранных инвесторов ввиду недостаточного по сравнению с западными ритейлорами объема продаж. Кроме того, считает он, перспективы компании может подорвать именно то, чего она так опасается, - приход в Россию крупных международных сетей по торговле электроникой. Сейчас российский рынок изучают немецкая Media-Saturn-Holding GmbH (владеет сетями Media-Markt и Saturn, продажи в прошлом году составили $7,5 млрд) и Kingfisher Groupp (продажи - $17 млрд).

Источник: Ведомости